Концептуальная схема типичных траекторий длинноорбитальных комет (синий), потревоженых проходящим мимо объектом размером с газовый гигант (белый) и объектами межзвездного происхождения (красный) / фото NAOJ

Время от времени в нашу Солнечную систему из межзвездного пространства прилетает комета или астероид. В последние годы наблюдалось два межзвездных объекта: Оумуамуа в 2017 году и Борисов в 2019 году.

Тогда можно было бы предположить, что в прошлом по крайней мере некоторые межзвездные объекты сталкивались с Землей. Но на Земле еще никогда не находили межзвездный метеорит. Новое исследование, опубликованное на arxiv.org, утверждает, что это происходит потому, что облако Оорта гораздо более активно, чем мы думали, пишет Universe Tosay.

Облако Оорта - это ореол ледяного материала на самом дальнем краю Солнечной системы, где гравитация Солнца едва достаточно сильна, чтобы удерживать его на звездной орбите. Когда другая звезда проходит недалеко от Солнца, объекты из облака Оорта могут быть отброшены во внутреннюю часть Солнечной системы, где они могут стать долгопериодическими кометами.

Ученые никогда не наблюдали облако Оорта, но знают, что оно существует, потому что кометы могут приближаться к Солнцу со всех направлений, а не только из плоскости орбит планет.

Астрономы могут отличить объекты облака Оорта от межзвездных объектов по их орбитам. Межзвездные объекты имеют гиперболическую орбиту, а это означает, что, если проследить их путь исключительно под гравитационным влиянием Солнца, он продолжит движение в межзвездное пространство и никогда не вернется.

С другой стороны, у объектов облака Оорта орбитальный путь замкнут. Они могут путешествовать в самые отдаленные регионы космоса, но гравитационно связаны с Солнцем.

Конечно, некоторые межзвездные объекты могли бы приблизиться к Юпитеру или другой планете, где гравитационное притяжение этого мира сместит их на связанную орбиту. Поэтому некоторые межзвездные объекты могут выглядеть похожими на объекты облака Оорта. Противоположная случайная встреча, когда объект из облака Оорта выталкивается на гиперболическую орбиту, считалась гораздо более редкой.

Траектория метеора, рассчитанная на основе наблюдений / изображение Peña-Asensio, et al

Ученые наблюдали несколько метеоров с гиперболической траекторией. Объединив несколько изображений траектории метеора, они могли рассчитать путь входа в атмосферу Земли. Например, в этом исследовании команда изучила метеор, замеченный в Финляндии в 2022 году, который, судя по всему, имел гиперболическую траекторию.

Ученые обнаружили, что, исходя из погрешностей наблюдений, метеор статистически скорее является потревоженым объектом облака Оорта, чем настоящим межзвездным объектом.

Применив ту же статистику к шести другим гиперболическим метеорам, они обнаружили, что четыре из них демонстрируют аналогичную статистическую склонность к объектам Оорта. Это означало бы, что большинство гиперболических метеоров не являются межзвездными.

Межзвездные объекты, вероятно, все же сталкивались с Землей, но реже, чем предполагали первоначальные данные.