Забытый герой: как одессит Владимир Хавкин спас мир от чумы, рискуя собственной жизнью

Конец XIX века – промышленная революция, развитие железных дорог и пароходства, которые стерли границы между континентами, создав глобальную экономику. Но в итоге, те же транспортные артерии стали путями для распространения древних врагов человечества – инфекционных заболеваний.

В этом контексте вопрос о выживании целых популяций зависел не от генералов или политиков, а от горстки ученых, как например одессит Владимир Хавкин – ученый и более известный как тот, кто спас мир от холеры.

Доктор Хавкин - что известно об украинце, который знаменит на весь мир

В 1888 году, не видя перспектив на родине, Хавкин эмигрирует в Швейцарию, где занимает скромную должность приват-доцента в Женевском университете. А спустя год, в 1889 году, по приглашению своего учителя Мечникова, он переезжает в Париж, чтобы работать в только что созданном Институте Пастера.

Видео дня

Именно там, в парижских лабораториях Хавкин совершил то, что считалось невозможным – создал первую эффективную вакцину из ослабленных бактерий. Он сделал то, на что не решался еще никто в мире. 

Кто победил Холеру - и как это произошло

Институт Пастера в конце XIX века был не просто лабораторией, а штабом мировой войны с болезнями. Луи Пастер уже совершил свои знаменитые открытия в области вакцинации от сибирской язвы и бешенства, доказав, что ослабленный возбудитель может служить защитой.

Однако, несмотря на эти успехи, научное сообщество оставалось расколотым. Многие авторитеты, включая немецкую школу Роберта Коха, скептически относились к идее вакцинации против бактериальных кишечных инфекций, полагая, что иммунитет к ним не формируется.

Хавкин же получил в институте должность младшего библиотекаря, что позволяло ему находиться в стенах учреждения. Днем он систематизировал книги, а ночами и ранним утром проводил эксперименты в лаборатории.

Его целью стала холера – болезнь, которая в XIX веке унесла больше жизней, чем многие войны. Спустя какое-то время он решил применить принципы Пастера к холерному вибриону (Vibrio cholerae), бактерии крайне нестабильной и опасной. Его задача состояла в том, чтобы создать препарат, который был бы достаточно сильным, чтобы вызвать иммунный ответ, но достаточно слабым, чтобы не убить пациента. И в итоге он сделал это.

Чтобы доказать безопасность собственной вакцины скептикам, он в тайне от всех ввел смертельную дозу препарата себе. Впоследствии Хавкин фиксировал свое состояние: повышение температуры, головную боль, отек в месте инъекции. Через шесть дней, едва оправившись, он ввел себе вторую, смертельно опасную для непривитого человека дозу "экзальтированного вируса".

Доктор выжил и даже вернулся к работе через несколько дней. Вслед за ним вакцину испытали на себе его друзья-эмигранты. Никто из них не заболел холерой, хотя побочные эффекты в виде лихорадки присутствовали. Это было первое в мире доказательство безопасности противохолерной вакцины на людях.

Но в Европе научное открытие встретили с непониманием. Единственной державой, проявившей прагматизм, стала Великобритания. Британский посол в Париже и бывший вице-король Индии Лорд Дафферин использовал свое влияние, чтобы организовать для Хавкина экспедицию в Индию, которая на тот момент была постоянным очагом холеры, уносящим сотни тысяч жизней и подрывающим экономику империи.

Столкнувшись с рядом трудностей, впоследствии он все же вакцинировал десятки тысяч человек в джунглях Бенгалии, снизив смертность в десятки раз. Однако главные испытания были впереди. В 1896 году в Бомбей [ныне Мумбаи] пришла "Черная смерть".

Кто нашел лекарство от Черной чумы

Когда были зафиксированы первые случаи странной болезни, у пациентов резко поднималась температура, появлялись болезненные бубоны в паху и подмышками, затем наступал сепсис и смерть. Это была та самая "Черная смерть", которая опустошила Европу в XIV веке. Она пришла из Китая на торговых судах, переносимая крысами и блохами.

Бомбей охватила паника. Население бежало из города, разнося инфекцию по всей стране. Экономика города встала. Британские власти ввели жесткие карантинные меры, сжигали зараженные дома, принудительно изолировали больных, что вызывало бунты и ненависть населения. Хавкину была отправлена срочная телеграмма с просьбой приехать в Бомбей и попытаться сделать невозможное – создать вакцину от чумы.

Условия, в которых ему предстояло работать, были унизительными для ученого его ранга. Ему выделили одну комнату и коридор в здании Медицинского колледжа Гранта. Оборудование было примитивным: несколько микроскопов, газовые горелки и клетки с подопытными животными. Штат состоял из одного клерка и трех помощников-энтузиастов.

При этом, сама задача была невероятно сложной. Ведь возбудитель чумы (Yersinia pestis) был открыт всего два года назад. Поэтому никто не знал, как он ведет себя в культуре, какие токсины выделяет. Доктор Хавкин работал по 14-16 часов в сутки, не выходя из лаборатории и разработал уникальный метод выращивания чумной палочки. И уже к январю 1897 года экспериментальная партия вакцины была готова.

Опыты на крысах показали свою эффективность. Но безопасность для человека снова была под вопросом. К тому же, чумные токсины гораздо опаснее холерных. Однако Хавкин все равно совершил еще один акт самопожертвования.

В присутствии директора колледжа доктора Мейнса он ввел себе 10 кубических сантиметров препарата – дозу, в четыре раза превышающую расчетную терапевтическую. Реакция была тяжелой: высокая температура, мучительная боль, сильный отек. Но симптомы чумы не развились. Он доказал, что его убитая вакцина безопасна.

Вакцина не давала 100% гарантии от заражения, но она давала 100% гарантию от смерти. С ее помощью болезнь протекала в легкой форме. Весь мир узнал его как человека, кто спас всех от чумы, остановив третью пандемию и предотвратив глобальную катастрофу.

Ранее УНИАН сообщал, что ученые впервые детально увидели "невозможную" воду.

Вас также могут заинтересовать новости: