2018-й год станет третьим «годом собаки» в независимой Украине. И два предыдущих были не самыми радужными в истории нашей страны. Не в том смысле, что были насыщены какими-то ужасными событиями (хотя и не без неприятностей), а, скорее, в том, что происходящее в «собачий» год, в результате, не раз впоследствии аукалось Украине.

К примеру, в 1994-м был подписан фундаментальный документ – Будапештский меморандум - и Украина, обладающая третьим в мире после США и России ядерным потенциалом, добровольно отказалась от своего ядерного статуса. В тот «год собаки» Великобритания, Россия и США обязались быть гарантами независимости, суверенитета и нерушимости границ Украины и… вот уже четыре года наша страна ощущает на себе ничтожность этих обещаний. Более того, Украина страдает от агрессии государства, которому и отдала свои боеголовки и крылатые ракеты в обмен на гарантии собственной безопасности.

Украина страдает от агрессии государства, которому и отдала свои боеголовки и крылатые ракеты в обмен на гарантии собственной безопасности

Еще одним кирпичиком в фундамент сегодняшних проблем Украины стали события 1994 года в Крыму. В тот «год собаки» на полуострове произошли первые и единственные выборы президента автономии. Им стал бывший прокурор Юрий Мешков, пообещавший крымчанам введение рублевой зоны, пенсии в российских рублях и даже московское время (первый указ президента был о переводе стрелок часов в соответствие с Москвой). Параллельно, местный парламент принял Конституцию Крыма, которая, по сути, делала полуостров независимым государством.

Видео дня

Все это стало возможным, потому, что материковая Украина была слишком занята, чтобы обращать внимание на свою автономию. В 1994-м страна сначала выбирала Верховную Раду (это были первые парламентские выборы после обретения независимости, к тому же, они были первыми досрочными), потом президента, а также пыталась победить гиперинфляцию (украинцы в тот год поголовно были «миллионерами»).

Новоизбранный президент Украины Леонид Кучма, впрочем, цацкаться с Мешковым не стал, и довольно быстро восстановил контроль над полуостровом (этому помог сам Мешков, раздающий руководящие посты в правительстве Крыма пришлым московским чиновникам, что очень не понравилось местным «элитам»). Кучме подыграли депутаты крымского парламента, которые отправили в отставку «московское правительство» Крыма, и ликвидировали пост президента автономии.

К сожалению, тогда Киев не додавил зарождающийся крымский сепаратизм до конца и не сделал Крым еще одной областью в составе Украины. Как следствие, автономный статус полуострова и тлеющие пророссийские настроения в Крыму Россия использовала для операции «возвращение в родную гавань». Пожалуй, если бы в 1994-м украинские политики были дальновиднее, в 2014-м в Кремле об аннексии Крыма могли бы только мечтать.

Кстати, второй «год собаки» для независимой Украины – 2006-й - тоже не обошелся без скандалов в Крыму. Весной там митинговали против совместных украинско-американских учений Си Бриз, и крымский парламент объявил полуостров «зоной без НАТО», а осенью Россия отказалась выполнять решения крымских судов и возвращать Украине 22 навигационно-гидрографических объекта в Крыму, в том числе 4 маяка, которыми Черноморский флот РФ незаконно пользовался. Согласитесь, эти события должны было стать тревожным «звоночком» для Киева.

В тот «год собаки» украинский политический истеблишмент был занят другими проблемами – в Киеве делили портфели

Особенно, если учесть, что еще с начала 2006-го Россия уже начала «газовую войну» - требуя от Киева платить за газ по заоблачным ценам, Москва снижала давление в трубах и обвиняла Украину в незаконном отборе газа, идущего по трубопроводам в Европу. Тогда «на сцену» вышла и таинственная компания РосУкрЭнерго – посредник между украинской НАК «Нафтогаз» и российским «Газпромом»… Но только сейчас, через много лет, появилась надежда, что Стокгольмский арбитраж все-таки разберется в хитросплетениях газовых отношений между Украиной и РФ.

К сожалению, в тот «год собаки» украинский политический истеблишмент был занят другими проблемами – в Киеве делили портфели. Дело в том, что по итогам парламентских выборов 2006 года, «Партия регионов» во главе с Виктором Януковичем получила большинство голосов, а соратники со времен «Оранжевой революции» так и не смогли сформировать коалицию. Реванш бело-голубым обеспечил лидер социалистов Александр Мороз, который, несмотря на обещания объединиться с «Нашей Украиной» Виктора Ющенко и БЮТ с Юлией Тимошенко во главе, неожиданно примкнул к регионалам и коммунистам. Это предательство было щедро оплачено – Мороз получил кресло спикера Верховной Рады. А премьер-министром страны в тот «год собаки» стал Виктор Янукович, который, по сравнению со своим первым премьерским сроком, получил гораздо больше полномочий. Кстати, на выборах мэра Киева в 2006-м победил Леонид Черновецкий. И это было первое пришествие Лени-космоса…

Учитывая такие тенденции, лично я чувствую внутреннее ликование от того, что в 2018 году выборов в Украине не предполагается. Кто знает, что бы мы наворотили под воздействием «собаки»… Хотя, конечно, это вовсе не означает, что никто не наломает дров в избирательном марафоне, который, формально, уже стартовал.

Как бы там ни было, несмотря на такую уже традиционную для Украины неразбериху в «год собаки», нас могут ждать и другие знаковые события. К примеру, в 1994-мв стране появился «Океан Эльзы», а 18-летний форвард Андрей Шевченко в матче против «Днепра» забил свой первый гол в составе киевского «Динамо». Кстати, в 2006-м сборная Украины по футболу вышла в 1/4 финала чемпионата мира (прекрасно помню всеобщее ликование по этому поводу). А Верховная Рада неожиданно признала Голодомор геноцидом украинского народа.

Так что «собака», конечно, бывает кусачей. Но совершенно не обязательно должна быть такой.

Ирина Шевченко

Тексты, опубликованные в разделе «Мнения», не обязательно отражают позицию редакционной коллегии УНИАН. Более подробно с нашей редакционной политикой вы можете ознакомиться по ссылке