Никто не любит бедных и больных. Все любят богатых и здоровых. Это – формула турецкой внешней политики, это – базовая установка турецкого менталитета. Поэтому рассчитывать на  долгие морозы в отношениях Турции и РФ было изначально недальновидно. Послание президента Турции к хозяину Кремля, сегодняшний телефонный разговор  Путина с Эрдоганом  – всё это лишь верхушка айсберга непубличных переговоров в контексте возвращения к  формату business as usual. Вопрос был только в том, как сторонам сохранить лицо и показать своим гражданам, что именно они прогнули оппонента. В помощь – английский язык с его оттенками слов «excuse» и «apologize».    

Турция и Россия получают возможность координировать политику против Евросоюза, что может дать надежду участникам сговора получить больше своих бонусов от Брюсселя

Тем временем, в турецком порту Самсун, уже загружены 22 корабля с турецкими же овощами и фруктами – стоят, готовые отправиться в рейс к российским берегам, чтобы отвоевать свою долю на этом огромном голодном рынке. Турецкие отели – в предвкушении туристов, российских денег и криков «Тагииил!» или «Россиявперед!». Так что Эрдоган получил достойную компенсацию за то, что первым публично продемонстрировал желание нормализировать экономические отношения. Плюс, есть шанс вернуться к замороженному проекту строительства в Турции АЭС «Аккую» и начать разговоры про газопровод в обход Украины – «Турецкий поток». Турция и Россия получают возможность координировать политику против Евросоюза, что может дать надежду участникам сговора получить больше своих бонусов от Брюсселя.

Видео дня

Внезапная дружба ни коим образом не разрешает главных противоречий, которые, собственно, и стали настоящей причиной атаки турецкого истребителя на российский бомбардировщик. Турция и Россия останутся главными соперниками в Черноморском регионе и продолжат продвигать противоположные сценарии в Сирии. Российские самолеты будут охранять режим Ассада, турецкая политика будет делать все возможное для ухода этого правителя. Изменится только риторика, Москва и Анкара будут хором петь песню о необходимости взяться за руки и вместе бороться с терроризмом.

Турция и Россия останутся главными соперниками в Черноморском регионе и продолжат продвигать противоположные сценарии в Сирии

Но, даже при этом на земле ничего не изменится. Турецкое руководство не в коем случае не перекроет турецко-сирийскую границу и продолжит поддерживать туркоманов, про которых еще не так давно президент РФ «слыхом не слыхивал». Не останется без турецкой поддержки и так называемая Свободная сирийская армия, и другие оппоненты Ассада. Это – базовая политика Анкары, и она аналогична действиям Кремля на востоке Украины. В Москве придумывают сотни поводов, чтобы не возвращать Украине контроль над российско-украинской границей в захваченных районах Донецкой и Луганской областей. А причина – проста: это приведёт к уничтожению или самоликвидации российских формирований, в которые Кремль так старательно инвестирует уже более двух лет.

Разбитые более семи месяцев назад турецко-российские горшки привели к углублению отношений Украины и Турции. Частые двусторонние визиты  глобально ничего изменить не могли. Причина банальна: Украине нечего предложить турецким партнерам. Уровень товарооборота РФ и Турции, несмотря на холодную войну Путин-Эрдоган – в несколько раз выше взаимной торговли Турции и Украины в этот же период. И для Анкары вопрос не стоит, какой партнер ценней. Это измеряется миллиардами долларов реальных проектов.

Разбитые более семи месяцев назад турецко-российские горшки привели к углублению отношений Украины и Турции

Турецкие официальные лица продолжать заявлять, что «Крымнаш», то есть украинский, не признают аннексию, будут высказывать «фи» против репрессий крымских татар, но никто не будет запрещать работать на полуострове связанному с Турцией бизнесу и заходам турецких кораблей в оккупированные порты.

В целом турецко-российский конфликт лишь очередной раз напомнил: не бывает вечных союзников, бывают вечные интересы. И считаются только с сильными партнерами. Да и принцип «пацанского двора» никто не отменял.

Роман Цимбалюк, Москва