Иран не хочет вмешиваться в войну в Нагорном Карабахе, но ему придется / фото Reuters

Бои между силами Армении и Азербайджана начались в особенно плохое время для Ирана. Дома у него сложилась чрезвычайно сложная экономическая ситуация благодаря санкциям США. За рубежом он участвует в многочисленных незаконченных геополитических авантюрах в арабском мире: от Ирака до Сирии и за их пределами. Тегеран в последние годы инвестировал много усилий в эти кампании.

Читайте такжеВ Иране заговорили о начале региональной войны из-за столкновений в Нагорном КарабахеОднако, как пишет Foreign Policy, Иран может оказаться в водовороте конфликта на Юге Кавказа, где он когда-то уже был посредником. Но возможности Тегерана скромнее, чем требует его географическая близость к зоне конфликта. Хуже и то, что у иранской стороны сейчас нет той дипломатической независимости, которой она пользовалась в начале 1990-х, когда война между Арменией и Азербайджаном за спорную территорию только вспыхнула. Тогда Иран мог более эффективно работать с обеими сторонами.

В этот же раз ему приходится уступить место России, Турции и Западу как силам, формирующим траекторию конфликта. Но в Иране есть 20-миллионное азербайджанское меньшинство. И благодаря ему армяно-азербайджанский конфликт может стать большой проблемой для иранской внутренней безопасности. Тегеран не хочет проиграть в этом конфликте. Но его позиции слабы.

Видео дня

После 27 сентября, когда бои между силами христианской Армении и шиитского Азербайджана вспыхнули с новой силой, Тегерану понадобилось три дня, чтобы понять, что это не очередное незначительное обострение, которое скоро кончится. В конце концов, небольшие стычки между соседними странами время от времени происходили. Например, в начале лета. Но через четыре дня, осознав, что это не очередное временное обострение, Тегеран вдруг изменил свою традиционную риторику, отказавшись от нейтралитета и желания быть посредником между Ереваном и Баку. Зато он дал понять, что поддерживает Азербайджан.

Читайте такжеТурция и Россия открыли "третий фронт" – военный эксперт об обострении в КарабахеПервого октября представители верховного лидера Ирана Али Хаменеи в четырех северо-западных провинциях страны, где население этнических азербайджанцев очень большое, выступили с совместным заявлением в поддержку Баку. В нем говорилось, что "нет никаких сомнений", что Нагорный Карабах принадлежит именно азербайджанской стороне. Однако, заявление появилось как раз на фоне сообщений о том, что Иран открыл свое воздушное пространство для российских военных поставок для Армении.

Протесты вспыхнули не только в иранской провинции под названием Восточный Азербайджан, но и в столице. Толпа скандировала: "Карабах наш и он останется нашим". Небольшое упоминание о том, что Иран стал маршрутом для поставок оружия Армении, оказалось настолько острой новостью, что Тегеран быстро стал все отрицать.

Президент Хассан Роухани, министр иностранных дел Джавад Зариф и советник верхового лидера по иностранным делам Али Акбар Велаяти заявили, что Армения должна покинуть территорию Азербайджана, которую она оккупировала в 1994 году. Более безрассудно поступил лояльный к режиму аятолла Хуссейн Нори Хамедани, придавший конфликту религиозное значение.

"Нагорный Карабах - часть исламского мира и должен вернуться в исламскую страну, он должен быть освобожден", - сказал духовный лидер.

Читайте такжеAssociated Press: Война в Нагорном Карабахе привлекает бойцов с Ближнего ВостокаПопулярный импульс полностью встать на сторону Баку был настолько велик, что Тегеран даже не обратил внимание на тесное партнерство Азербайджана с Израилем. Кавказская страна - одна из немногих в мире, где шиитское население доминирует. Кроме Азербайджана таковыми остаются Ирак, Иран и Бахрейн. Однако, она построила тесные экономические, военные и разведывательные связи с Израилем, которого Тегеран считает своим врагом в регионе. Впрочем, этот факт сохраняется уже около 20 лет. Поэтому иранцы привыкли.

Проще говоря, Иран не может действовать вопреки собственному азербайджанскому меньшинству. Когда СССР распался в начале 1990-х годов, иранские азербайджанцы смогли восстановить связи со своими "братьями на севере". Так что теперь они знают больше о динамике войны в Нагорном Карабахе и поддерживают в ней Баку. Для Тегерана это большая проблема. В конце концов, Иран - многонациональная страна, которая не готова разбираться с востаниями меньшинств, разъяренных конфликтом в Нагорном Карабахе.

В конце концов, периодические столкновения с военизированными этническими группами остаются нормой жизни в Иране. На юго-востоке близ границы с Пакистаном действует группа "Джаеш аль-Адл", которая состоит из представителей народа белуджи. Перестрелки также происходят и на западе страны в курдских регионах, граничащих с Ираком.

Называть Иран "пороховой бочкой, которая вот-вот взорвется", было бы преувеличением. Но также было бы неправильно утверждать, что позиция этнических меньшинств не повлияла на внезапное изменение в риторики Тегерана относительно войны в Нагорном Карабахе.

Читайте такжеBloomberg: Нефтяные доллары, соцсети и Кардашьян ведут свою войну за Нагорный КарабахИ это изменение может стать еще существеннее. Иран поддерживает дружеские отношения с Арменией с момента ее независимости в 1991 году. Но он также углубил отношения с Азербайджаном, расширив торговлю, туризм, военное сотрудничество включая возможность экспорта иранского оружия.

Также вмешательство Турции станет важным фактором в расчетах Ирана. Тегеран обвинил Анкару в раздувании войны путем убеждения Азербайджана отвоевать как можно больше территорий до появления каких-либо договоренностей о перемирии. Кроме того, Иран и Турция воюют по разные стороны в Сирии. Но несмотря на все это, иранская сторона не хотела бы усиливать напряжение еще больше из-за Нагорного Карабаха.

Прежде всего, потому что Турция, которая пытается объединить вокруг себя все тюркские народы, способна создать проблемы для Ирана. Она легко может использовать большое меньшинство азербайджанцев и настроить его против иранской политики. Во-вторых, несмотря на напряжение в отношениях, Анкара остается важным соседом и торговым партнером. В условиях изоляции под санкциями Тегеран не хочет, чтобы в регионе появилась еще одна откровенно враждебная к нему страна.

Поэтому сейчас Иран сидит на месте и напряженно наблюдает за действиями России и Турции в Нагорном Карабахе. Он хотел бы, чтобы нынешняя вспышка как можно скорее закончилась. Иначе Иран может быть втянут в региональную войну, участие в которой он не может себе позволить.

Новый конфликт Армении и Азербайджана

  • Очередная эскалация конфликта между Арменией и Азербайджаном началась утром 27 сентября. Стороны обвинили друг друга в обстреле приграничных населенных пунктов и провокациях.
  • В Армении заявили о наступлении ВС Азербайджана на Нагорный Карабах, объявив военное положение и всеобщую мобилизацию. 
  • В Азербайджане заявили, что в ходе успешного наступления взяли под контроль несколько сел Нагорного Карабаха, но в Армении эту информацию отрицают.
  • Обе стороны заявляют, что нанесли противнику страшные потери, насчитывающих сотни убитых и десятки уничтоженных единиц боевой техники.