С марта прошлого года в соцсетях и на сайтах госучреждений появлялись новости о запрете видеорегистраторов. В частности речь шла о возможности фото- и видеосъемки дорог общего пользования, объектов общего назначения, объектов инфраструктуры, блокпостов, укреплений, расположения, сосредоточения или перемещения воинских частей (подразделений) сил обороны. Мол, нужно максимально ограничить распространение информации, которая может повредить военным, гражданским и критической инфраструктуре.

С одной стороны, такой запрет вроде бы вполне логичен. С другой – в истории с видеорегистраторами есть несколько существенных недостатков.

В марте 2022 года сообщения о запрете в своем большинстве не были подкреплены ссылкой на соответствующий документ – закон, положения, распоряжения и тому подобное. В отдельных сообщениях удалось найти ссылку на регистрационный номер документа: запрет введен во исполнение протокола заседания оперативного штаба Совета обороны Киевской области от 19.03.2022 №28. но следует отметить, что фото- и видеофиксация некоторых объектов была запрещена даже в мирное время и список почти не изменился в период военного положения.

Видео дня

Представители власти подчеркивали, что водители должны либо демонтировать средства фото-и видеофиксации, либо заклеить их, если они стационарные

Согласно ст. 8 Закона "О государственной тайне", запрещено фотографировать и фиксировать на видео:

  • подготовку и проведение военных операций;
  • стратегическое и мобилизационное развертывание войск;
  • важнейшие показатели, характеризующие организацию, численность, дислокацию, боевую и мобилизационную готовность, боевую и другую военную подготовку, вооружение и материально-техническое обеспечение ВСУ;
  • дислокацию, характеристики пунктов управления ВСУ;
  • геодезические, гравиметрические, картографические и гидрометеорологические данные, имеющие значение для обороны страны;
  • системы вооружения;
  • показатели развития Вооруженных Сил Украины и их возможностей;
  • состав, задачи и материально-техническое обеспечение разведывательного органа Министерства обороны Украины;
  • личный состав Сил специальных операций Вооруженных Сил Украины, а также лиц, сотрудничающих или ранее сотрудничавших на конфиденциальной основе с Силами специальных операций Вооруженных Сил Украины;
  • методы и результаты ведения движения сопротивления, оперативный резерв и сеть ячеек движения сопротивления.

Кроме того, пунктом 17 Постановления Кабмина "О пограничном режиме", видео-, кино- и фотосъемки в пределах пограничной полосы проводится только после информирования органа охраны государственной границы…

Представители власти подчеркивали, что водители должны либо демонтировать средства фото- и видеофиксации, либо заклеить их, если они стационарные. Речь шла даже о том, что за игнорирование таких "правил" автомобиль будут забирать на штрафплощадку, а с человеком проведут "жесткую беседу". К какому из видов административной или уголовной ответственности относится "жесткая беседа" – в публикациях указано не было. Но стоит помнить, что военное положение – это не повод злоупотреблять полномочиями. Любые ограничения прав должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства, обнародованы и доведены до сведения граждан.

Приказы, изданные в пределах полномочий местных советов, должны быть обнародованы, кроме тех, которые содержат информацию с ограниченным доступом

Закон Украины "О правовом режиме военного положения" определяет, что военное командование вместе с военными администрациями могут вводить и осуществлять меры правового режима военного положения. Начальник военной администрации издает приказы и распоряжения в пределах своих полномочий, которые имеют такую же юридическую силу, что и решения соответствующего совета. Приказы, изданные в пределах полномочий местных советов, должны быть обнародованы, кроме тех, которые содержат информацию с ограниченным доступом.

Следовательно, решение надо выполнять, если оно оформлено именно в виде нормативно-правового акта, на который ОВА могут ссылаться в своих публикациях, например, в соцсетях. Сами же по себе такие публикации не являются актом, обязательным к исполнению.

Это – большой пробел. Ведь юристы были не в состоянии их толковать из-за отсутствия в открытом доступе текстов документов, которыми эти ограничения введены. Если же у соответствующего документа ограниченный доступ, то было бы неплохо хотя бы указывать его регистрационный номер и дату принятия с извлечением той информации, которая непосредственно касается запрета на фотографирование дорог.

В сентябре 2022 года в Киевскую ОВА поступил запрос о предоставлении информации по протоколу заседаний оперативного штаба Совета обороны Киевской области от 19.03.2022 №28, которым и было введено в действие решение о запрете видеорегистраторов. По требованию Киевская ОВА предоставила соответствующая выдержка. И это единственная имеющаяся информация по этому поводу.

Также в сообщениях отмечалось, что "в случае выявления использования видеорегистраторов населением, личным составом Главного управления Национальной полиции в Киевской области, Главного управления СБУ в г. Киеве и Киевской области, ТРО Киевской области видеозаписи будут уничтожаться, а владельцы указанных средств привлекаться к ответственности". Но какая именно ответственность предусмотрена за невыполнение требований? Неизвестно. То есть запрет есть, а санкции у выдержки нет.

Впрочем, если говорить об ответственности, то 24 марта 2022 года был принят Закон Украины относительно обеспечения противодействия несанкционированному распространению информации о направлении, перемещении международной военной помощи в Украину, движении, перемещении или размещении вооруженных Сил Украины или других военных формирований Украины. Но тут тоже пробел. В тексте документа речь идет об уголовной ответственности за несанкционированное распространение информации, а не ее создание.

В соответствии со ст. 9 Закона Украины "Об информации" основными видами информационной деятельности являются создание, сбор, получение, хранение, использование, распространение, охрана и защита информации. А в новой статье Уголовного кодекса запрет касается только одного вида деятельности – распространения. То есть этим положением не запрещается создание, сбор, хранение и тому подобное.

Что же такое распространение? В постановлении Кассационного гражданского суда Верховного Суда Украины от 24 декабря 2021 года по делу № 757/9133/18-ц указано, что распространение информации – это:

  • опубликование ее в прессе, передача по радио, телевидению или с использованием других средств массовой информации;
  • распространение в сети Интернет или с использованием других средств телекоммуникационной связи;
  • изложение в характеристиках, заявлениях, письмах, адресованных другим лицам;
  • сообщения в публичных выступлениях, в электронных сетях, а также в другой форме хотя бы одному лицу.

Таким образом, можно сделать вывод: хранение фото или видео из перечня не запрещенного законом на собственном устройстве, без цели его распространения в сети, преступлением не является.

Игорь Ясько, управляющий партнер ЮК Winner

Тексты, опубликованные в разделе «Мнения», не обязательно отражают позицию редакционной коллегии УНИАН. Более подробно с нашей редакционной политикой вы можете ознакомиться по ссылке