На днях два члена украинского правительства практически синхронно огласили известия, которые могут очень сильно не понравиться Международному валютному фонду.

Как оказалось, Украина не успевает начать пенсионную реформу в сроки, согласованные с МВФ. Об этом сообщил в минувшую пятницу отвечающий ныне в Кабмине за пенсионную реформу вице-премьер, министр социальной политики Сергей Тигипко.

«Если посмотреть по программе, то мы эти сроки просрочили», - признался он. Впрочем, вице-премьер подсластил горькую пилюлю, высказав предположение, что эта новость не станет препятствием на переговорах с миссией МВФ о третьем транше программы stand-by. «Теперь задача - максимально спокойно обсудить все решения, поправить, думаю, с МВФ мы сможем договориться», - предположил он.

Видео дня

Нужно отметить, что украинское правительство обещало Фонду еще в начале декабря прошлого года передать проекты законов о пенсионной реформе в Верховную Раду для их принятия в начале нынешнего года. Однако с исполнением обещания всё получилось не слишком гладко.

Хотя название законопроекта и появилось на сайте Верховной Рады 13 декабря среди зарегистрированных документов, но самого текста долго не было. По словам Владимира Литвина, сначала законопроект был внесен в парламент и зарегистрирован, но «затем Кабинет министров Украины взял его на доработку». В связи с такими обстоятельствами МВФ затягивал в прошлом году со вторым траншем. И лишь 22 декабря, после того как текст непопулярного законопроекта был официально обнародован, исполнительный совет директоров Фонда объявил о решении выделить Украине второй транш кредита stand by.

Кроме того, данный законопроект не выносился на голосование в январе, а правительство объявило о планахпровести до конца февраля общественное обсуждение его болезненных для граждан норм  - об увеличении пенсионного возраста для женщин на пять лет, увеличении требуемого рабочего стажа для выхода на пенсию и ограничении максимального размера пенсий. 

Второе заявление,  ставящее под угрозу дальнейшее сотрудничество Украины с МВФ, неожиданно прозвучало также в прошлую пятницу в Давосе из уст министра энергетики Юрия Бойко. Он, в частности, исключил возможность повышения цены на природный газ для населения с 1 апреля этого года.  Тогда как Киев взял на себя обязательство перед Фондом повторно увеличить стоимость газа на 50% именно в апреле 2011 года (первый раз повышение на 50% произошло в августе прошлого года).

Впрочем, министр Бойко, так же как и вице-премьер Тигипко, сообщил, что украинская сторона надеется согласовать этот вопрос с МВФ.

Такое поведение украинского правительства по отношению к МВФ видится довольно странным. Поскольку невыполнение двух столь важнейших обязательств наверняка приведет, как минимум, к приостановке программы помощи от Фонда.

Напомним, в конце июля 2010 года МВФ одобрил новую программу сотрудничества с Украиной до конца 2012 года объемом более $15 миллиардов и пообещал ежеквартально выделять финансовую поддержку для проведения украинскими властями реформ. В прошлом году было выделено два транша - $1,89 и $1,5 миллиардов, а на 2011 год намечено поступление $6 миллиардов четырьмя траншами.

С одной стороны, оставшиеся по данному кредиту деньги действительно как бы не нужны украинскому правительству – так как оно их не сможет использовать на текущие бюджетные нужды. «Согласно условиям программы сотрудничества, Украина получит 2 млрд. дол. США на покрытие дефицита бюджета 2010 года. Но уже со следующего года все без исключения средства будут направлены лишь на пополнение золотовалютных резервов Национального банка Украины», - рассказал в прошлом годуоб условиях МВФ Сергей Тигипко.

Но с другой стороны, в правительстве не могут не понимать, насколько опасным для финансовой системы Украины окажется решение Фонда о приостановке или, тем более, прекращении программы кредитования. Ведь в случае такого поворота событий международные рейтинговые агентства наверняка отреагируют понижением рейтингов Украины.

Так, в начале июля 2010 года агентство Fitch Ratings повысило долгосрочный рейтинг в иностранной и национальной валюте Украины до «В» с «В-», а в конце того же месяца агентство Standard & Poor`s повысило рейтинг с «В» до «В+», благодаря исключительно сведениям о том, что МВФ намерен выделить кредит Украине (данное решение было принято 28 июля). Но точно так же, как тогда рейтинговые агентства повысили рейтинги, так теперь они их и понизят – в случае прекращения действия программы кредитования  Фондом Украины. Причем, понизят, скорее всего, не на одну ступень шкалы, а сразу на несколько – поближе к рейтингу «D» (дефолт).

А это будет означать для украинского правительства существенное ухудшение условий привлечения любых других внешних займов. Кроме того, в случае решения МВФ о сворачивании программы помощи Украине, у серьезных иностранных инвесторов будет еще меньше желания нести сюда свои деньги, а уже заведенный в страну капитал поспешит на выход.

Все эти факторы могут крайне негативно сказаться на стабильности финансовой системы государства. В частности, после принятия решения МВФ о прекращении кредитования Украины гривня рискует подвергнуться резкой девальвации. Поскольку показатели внешней торговли были плохими уже в 2010 году, а в нынешнем году ожидается только их ухудшение: по прогнозу НБУ дефицит текущего счета платежного баланса в 2011 году может увеличиться до $3,8 млрд., или 2,5% ВВП, по сравнению с около $2,5 млрд., или 1,9% ВВП, в прошлом году.  

Интересно, осознают ли в правительстве эти угрозы?

Впрочем, в качестве версии можно предположить, что мощно представленное во властной партии экспортное лобби сумело убедить руководство страны в необходимости ослабления национальной валюты. За счет девальвации гривни экспортеры, безусловно, выиграют – их прибыли возрастут.

А тут открывается такой удобный способ списать всё на заботу о благе народа. Будет рассказано, что требования МВФ о повышении пенсионного возраста  и об очередном  подорожании газа правительством не поддерживается, как ведущие к ухудшению жизни украинцев. Гривня же обвалилась вследствие ответных действий Фонда, - объяснят потом в правительстве. 

Аркадий Кашуба