Кирилл Шевченко / фото НБУ

Установленные НБУ разные ставки по 3-месячным депозитным сертификатам и сертификатам овернайт фактически свидетельствуют о сложном дуальном выборе, перед которым оказался регулятор: сохранить последовательность в управлении ожиданиями по инфляции и учетной ставке с одной стороны, с другой – все же заставить механизм монетарной трансмиссии работать даже во время войны.

О том, станет ли такой компромисс оправданным с точки зрения последовательности политики НБУ и сработает в поддержку долговой устойчивости правительства, пишет экс-глава НБУ Кирилл Шевченко.

Эксперт выделил четыре шага для успешного решения вопроса стоимости гривневого ресурса.

Видео дня

"Шаг 1: повышение учетной ставки – как ориентир для банков. Какое-то время рынку хватало решения НБУ об усилении требований по обязательным резервам, которое подтолкнуло банки к выравниванию дисбалансов и увеличению опасно просевшей доли срочных вкладов. От банков ожидали повышения ставок по депозитам. После роста учетной ставки в июне-2022 банки понимали ориентиры, но, к сожалению, не все к ним стремились. Другая сторона – покрытие дефицита госбюджета за счет размещения правительством ОВГЗ. 2022 банки неохотно их покупали, и за них это приходилось делать НБУ. С самого начала было понятно, что мера вынужденная и будет ограничиваться 400 млрд грн. НБУ неоднократно призвал Минфин привести доходность ОВГЗ к рыночным значениям, но правительство отказывалось вникать в эмиссионные риски для экономики", - отметил Кирилл Шевченко.

Анализируя второй шаг – "гособлигации – до 50% обязательных резервов", экс-глава НБУ напомнил, что в начале 2023-го Минфин получил уступку — разрешение Нацбанка для банков учитывать в обязательных резервах гособлигации, что помогло правительству, но не решило всех его долговых проблем.

"Именно благодаря этому решению в начале этого года Кабмину удавалось без труда размещать свои бумаги. ОВГЗ по бенчмарку НБУ раскупались, "как горячие пирожки". Это позволяло правительству не повышать, а даже снижать доходность по своим бумагам, как это было с бенчмарком ОВГЗ с погашением в декабре 2024-го, где во время трех размещений ставка просела с 19,59% до 18,51% годовых. Банки уже нельзя было обвинить в игнорировании аукционов Минфина. И при этом они сократили вложения в депозитные сертификаты НБУ почти на 30%. Сказалось все: и ужесточение требований по резервам, и более активная покупка гособлигаций", - отметил Кирилл Шевченко.

Третьим шагом глава НБУ назвал рыночную доходность ОВГЗ, указав, что спрос на бенчмарки НБУ не мог быть нескончаемым и был ограничен 50% обязательных резервов.

"Целью регулятора в такой ситуации является сокращение этих резервов. Банковская система должна улучшать структуру ресурсной базы – повышать долю гривневых средств на срочных счетах, сокращая объем средств до востребования. По логике это должны были понимать и в правительстве. Следовательно, должны были работать над выстраиванием адекватной процентной политики относительно новых выпусков ОВГЗ. Причем должен быть план "А". Ну и, конечно, желательно было бы еще план "В". Это пригодится в ближайшее время, ведь многие банки уже сокращают свою активность на аукционах Минфина. Думаю, правительству снова нужно подумать об выравнивании своих ставок на рыночные уровни", - отметил Кирилл Шевченко.

Говоря о четвертом шаге, ставках по депозитам, эксперт отметил, что они заметно выросли с начала 2023 года, а запуск регулятором 3-месячных депозитных сертификатов играет важную роль в этом процессе.

"25% годовых – интересная доходность. Думаю, она получит широкий отклик на рынке. Благодаря стабильному спросу на 3-месячные депсертификаты НБУ сможет еще более эффективно связывать избыточную ликвидность и бороться с ростом цен. Это ключевая функция НБУ – борьба за ценовую стабильность, которая ляжет в основу восстановления экономики. Хочется верить, что важность этого понимают и в правительстве, поэтому скорректируют свою политику по отношению к ОВГЗ и начнут прилагать усилия к развитию вторичного рынка своих бумаг. Это точно поможет с выполнением задачи по достижению 100% роловера по гособлигациям в 2023 году, которое неоднократно декларировали в Кабмине", - подчеркнул Кирилл Шевченко.