
В 2016 году товарооборот между Беларусью и Россией составил 26,1 млрд долларов - снизился на 5,2% по сравнению с уровнем 2015 года. Ключевое влияние на сокращение товарооборота оказал нефтяной фактор, пишут "Белорусские новости".
С одной стороны, Беларусь, не желая продавать нефтепродукты по российским ценам, резко сократила поставки топлива в Россию. В 2016-м на российский рынок поступило 268,2 тыс. тонн нефтепродуктов, что более чем в 3 раза меньше по сравнению с 2015 годом.
Читайте такжеНовые акции протеста прошли в Беларуси: "Нет декрету номер 3! Лукашенко, уходи!" (фоторепортаж)В свою очередь, Москва, не договорившись с Минском о цене на газ, в 2016 году сократила поставки нефти на белорусские НПЗ. За прошлый год Беларусь получила 18,1 млн тонн нефти, что на 21% меньше по сравнению с 2015-м.
Еще один фактор, который негативно повлиял на двусторонний товарооборот — продовольственный. Экспорт сельхозпродукции и продуктов питания — важная статья двусторонней торговли.
За 2016 год Беларусь экспортировала сельхозпродукции и продуктов питания на 4,15 млрд долларов, в том числе в Россию — на 3,7 млрд долларов. Таким образом, на российский рынок в 2016 году пришлось почти 90% сельхозпродукции и продуктов питания, экспортируемых Беларусью. Однако ввиду постоянных запретов, которые вводил Россельхознадзор, рост экспорта по этой статье не произошел.
Белорусские власти в последние месяцы регулярно посылают сигналы Москве, что сокращение двустороннего товарооборота, в том числе в рамках ЕАЭС, — негативный тренд, и с этим нужно что-то делать.
«Меня это волнует, я об этом говорю, а это вызывает какое-то непонимание или отторжение в Москве и в Минске у некоторых. Вместо того, чтобы устранять негатив, вводится запрет на поставки белорусской говядины в Россию. Как это понимать?», - задал риторический вопрос Александр Лукашенко, принимая в феврале губернатора Костромской области.
Несколькими месяцами ранее белорусский лидер во время разговора с журналистами региональных СМИ России сетовал, что падение товарооборота в рамках Евразийского экономического союза может негативно отразиться на перспективах интеграционного объединения.
«В ближайшее время, если мы не выработаем нормальный план выхода из этой ситуации, я боюсь, что начнется некоторая дезинтеграция, чего допустить ни в коем случае нельзя», — предупреждал Лукашенко в ноябре прошлого года.
Пути решения проблем в торгово-экономической сфере Москва и Минск ищут уже более года, однако до сих пор договоренности, которые бы прекратили торговые войны, не достигнуты.
По мнению белорусских аналитиков, в основе белорусско-российских конфликтов — ухудшение экономической ситуации в регионе, которое произошло вследствие негативного влияния западных санкций на Россию.
«Это привело к оттоку иностранного капитала из России, способствовало падению деловой активности в России, снижению доходов российского бюджета. В условиях, когда денег в российской экономике стало меньше, власти начали считать каждую копейку, и это привело вначале к спору по ценам на газ, а потом и к нефтяному конфликту», - отметил старший аналитик форекс-брокера «Альпари» Вадим Иосуб.
Проблемы с поставками белорусской мясомолочной продукции в Россию, считает он, можно рассматривать как продолжение нефтегазового конфликта и как очередной рычаг давления на Беларусь.