софия

В этом году повестку будущего на Всемирном экономическом форуме задавали не Дональд Трамп и Ангела Меркель, а израильский историк Юваль Ной Харари и робот София.

Автор знаменитой Краткой истории завтрашнего дня Харари говорил о том, что искусственный интеллект позволит настолько модифицировать тело и разум, что мы с вами, вероятно, станем последним поколением Homo Sapiens. Робот София многозначительно молчала, будто намекая: не за грами день, когда армия подобных ей Софий привезет живого человека в качестве украшения для какой-нибудь панели обсуждения.

В Давосе немало говорили о будущем работы. Точнее, о будущем, в котором роботы оставят нас без нее. Нам все еще кажется, что Сиэтл, где в тестовом режиме открыли первый в мире супермаркет без продавцов и касс, нереально далеко от нас и в километрах, и в столбиках экономического роста. А 100.000 роботов на складах Amazon и рулоны туалетной бумаги на прилавках Укрпочты еще долго будут оставаться параллельными реальностями.

Видео дня

Но нашим новым конкурентом в карьерной гонке действительно становится искусственный интеллект. По сравнению с XX веком жизнь ускорилась и перестала бежать ровно. С точки зрения труда все произойдет стремительно. Очень скоро вы вдруг станете ненужным и лишним. В этом году Boston Consulting Group представила в Давосе сценарии работы будущего. И лучше бы нам в это будущее заглянуть сейчас.

В противном случае три фактора сметут нас: технологические изменения, новые системы обучения и мобильность талантов. Карьерный успех все больше определяют личностное развитие, критическое мышление, коммуникации и креативность. Учиться на ходу (learn at the moment) — вот новая парадигма обучения, пишет "Новое время".

Устаревает парадигма, в которой работа воспринимается как промежуток жизни с 9.00 до 18.00. Зарплату платят не за количество отсиженных ча- сов за офисным столом. Стоимость специалиста все больше определяется ценностью продукта, который он создает. И чем выше ценность того, что профессионал создает, тем меньше значат его образование, опыт и строчки в CV.

Верится или нет, но все мы уже вступили в глобальную конкуренцию человека и искусственного интеллекта — за собственную нужность. В этой новой вселенной мы будем конкурировать за работу не с коллегами, со- ревнуясь в том, кто чаще на виду и выше на счету у шефа. Нас ждет безэмоциональная, безжалостная и объективная конкуренция с роботами — за то, чей продукт или сервис будет иметь большую ценность.

Наш или “их”. В этой “роботизированной вселенной” с каждым годом будут отмирать привычные профессии. Роботизация сократит цикл профессии до 3-5 лет. Как только для новой специальности будет создаваться подходящий алгоритм, выполнение задач перейдет к роботу. Освоение все- го неизвестного станет новым карьерным вызовом столетия. А залогом успеха — гибкость и адаптивность.

Его добьются те, кто научится выходить за рамки привычных паттернов мышления и социальных ограничений. Новому поколению с этими темпами изменений будет вполне комфортно. Они “поспеют” за темпами технологи- ческого развития. А вот среди сегодняшних менеджеров и руководителей переучиваться каждые 5-10 лет смогут далеко не все, а только те, кто прямо сейчас начнет учиться развивать способность учиться.

Пробовать быть открытыми ко всему новому. Экспериментировать с боль- шими объемами данных. И наконец, технологичный мир сотрет географиче- ские границы. Лучшие таланты давно мигрируют в регионы с высокими темпами изменений. А для бедных регионов профессионалы становятся все менее доступными. Главная цель трудовых мигрантов новейшего времени — поиск возможностей.

Дом больше не там, где прописка, квартира и платежки. Дом там, где больше возможностей для самореализации и комфортной жизни. И все это — не далеко, не страшно и не “не касается меня”. Все это — если не завтрашний день, то максимум наше послезавтра.