Путин не может разобраться со всем, что происходит в соседних странах / Фото: REUTERS

Владимир Путин уже давно пытается выставить себя в роли государственника и гаранта стабильности: как дома, так и за рубежом. Теперь российский президент не может справиться с целым рядом кризисов в соседних странах. Это неприятное испытание для Москвы в роли регионального "арбитра".

Читайте такжеGazeta Wyborcza: Беларусь - не КыргызстанОб этом пишет Bloomberg, добавляя, что Кремль не может оставить на милость случая результат событий в Беларуси или на Кавказе. Постсоветское пространство "наэлектризировано". Но российская экономическая сила подорвана, а российские рычаги влияния сократились. Аппетита к военным действиям, похоже, тоже нет.  А у Москвы почти нет других успешных моделей вмешательства. К тому же она теперь не единственная сила в регионе, ведь Турция и другие страны начинают играть большую роль.

Хотя напряжение у российских границ появилось не по вине пандемии коронавируса, дополнительные проблемы, вызванные ею, лишь усугубили ситуацию. Из-за нее в Кыргызстан прекратился поток денежных переводов от трудовых мигрантов. А на эти средства приходилось 30% ВВП страны. Характер управления кризисом в здравоохранении варьируется от посредственного до полного отрицания. Последнее произошло в Беларуси. Туркменистан тоже официально не зафиксировал ни одного случая коронавируса.

Видео дня

Внутренние политические трудности внесли свой вклад в вспышку беспорядков, равно как и три десятилетия незавершенной трансформации после распада СССР. Все это делает роль Москвы или ее отсутствие важной. Существует риск, что новые горячие точки вспыхнут в ближайшем будущем, поскольку во многих местах выборы не за горами. В ноябре президентские выборы пройдут в Молдове, стране, разорванной между Европой и Россией. В конце этого месяца парламентские выборы проведет Грузия.

Читайте такжеFinancial Times: Бывшие страны СССР охватывает огонь протестов, Казахстан следующийСейчас конфликт в Нагорном Карабахе - населенном по большей части армянами анклаве в Азербайджане - вызывает наибольшую тревогу. В 1994 году, разбирая обломки СССР, Москвы все же смогла договориться о перемирии между сторонами. Ей теперь нужен еще один такой прорыв.

Путин к этому времени стремился к сокращению напряжения, чтобы избежать проблем дома. Ведь в России живет много армян и азербайджанцев. Турция подвергла сомнению эти стремления, поддержав Азербайджан и связав российскую оккупацию украинского Крыма с конфликтом в Нагорном Карабахе.

Беларусь - не менее сложный случай. Она чрезвычайно важна для Кремля и будущего Путина. Но в белорусском вопросе еще меньше хороших решений. Пока Москва поддерживает автократа Александра Лукашенко. Но массовые протесты продолжаются уже два месяца. Поэтому нужен хоть какой-то "проблеск света". Россия не может позволить себе рискованные шаги, чтобы не заставить наиболее дружественное к ней население искать помощь в другом месте. Хотя оппозиционный кандидат Светлана Тихановская уже встречается с лидерами Европы, а ЕС ввел санкции против Минска.

Читайте такжеВ экс-президента Кыргызстана стреляли (видео)Между тем, Кыргызстан снова переживает потрясение. Поскольку разные группы соревнуются за власть после сомнительных парламентских выборов. Муки этой демократической, но коррумпированной страны менее драматичны для Кремля, даже если он хочет видеть стабильность в регионе. Хотя в Москве точно не хотят видеть отставку власти, которая сфальсифицировала выборы. Все эти эпизоды сформированы внутренней динамикой, а не геополитикой. Но Путину все равно нужно, чтобы все эти проблемы были решены по-русски.

Конечно, аура гегемона все еще в распоряжении Москвы, которая пытается выставить Россию супердержавой в разных уголках мира: от Ливии до постсоветского пространства. Но Россия не была готова к таким событиям на столько близко, хотя их все же можно было предвидеть.

После лет онемения и российской изоляции, соседи Москвы - уже не те, что были когда-то.

"Многополярный мир появляется, но он не такой, как Путин хотел бы. Китай становится главным торговый партнером и источником иностранных прямых инвестиций для Центральной Азии. Потом есть еще Турция на Кавказе и Иран. Турецкий лидер Раджеп Тайип Эрдоган умело использовал внешние конфликты, чтобы усилить внутреннюю поддержку", - пишет издание.

Путину становится все труднее проецировать силу за рубежом, когда экономика России переживает стагнацию, а дома появляются проявления недовольства. На российском Дальнем Востоке на улицах продолжаются протесты. Это беспрецедентный набор испытаний для лидера, который ненавидит перемены.

Вас также могут заинтересовать новости: