История Валентины Подвербной из Чернигова, родившей ребенка в 66 лет, всегда вызывала широкий шквал эмоций – от удивления до сочувствия и искреннего непонимания и осуждения. Ее одержимость иметь ребенка в таком уже позднем возрасте для меня выглядела не лишенным странности стремлением материнства. Хотя рождение ребенка женщиной в период менопаузы было похоже на успешный медицинский эксперимент, морально-этический аспект ситуации для многих мыслящих людей не выдерживал никакой критики.

Валентина воспитывала девочку сама и, вероятно, старалась быть хорошей матерью, насколько могла

Девочка - Анна-Мария - родилась у женщины, которая на самом деле ей годится в бабушки. Вау! Научная сенсация. Но чаще всего о самой старшей матери страны ее земляки, черниговцы, отзывались нейтрально-негативно. Кого-то она откровенно пугала. Другие высказывались в соцсетях, что пожилая женщина неспособна самостоятельно воспитывать девочку и ребенка нужно забрать. Но... никто не действовал. Наблюдали – да, сетовали - да. На этом - все.

Видео дня

Валентина воспитывала девочку сама и, вероятно, старалась быть хорошей матерью, насколько могла. Живя по соседству, в одном районе, я наблюдала за самой старшей матерью и ее ребенком. Однажды видела, как девочка еще младенцем сидела в коляске, улыбалась и пытливым взглядом рассматривала все вокруг. Но чаще пожилая черниговка прятала свое "сокровище" от посторонних глаз. Как-то, рассердившись на журналистов, она перестала общаться с ними, хотя на шоу время от времени могла прийти. Вела достаточно одинокий образ жизни, превращаясь в маму с гиперопекой относительно своего ребенка. С врачами она будто общалась, а вот с социальными службами – не очень. Хотя, теоретически, они могли бы минимально помогать с воспитанием ребенка…

Довольно часто на улице женщина была одета неопрятно. Со стороны выглядело так, будто она совсем за собой не ухаживает. Девочка была опрятнее мамы, но воспитанием и хорошими манерами не выделялась. И это тоже понятно: ведь единственный ее пример - пожилая мать, мировоззренческий и ценностный разрыв с которой составляет не одно, как обычно, а целых два поколения!

Часто Валентина не подбирала слов, видимо, ввиду своего уровня воспитания

Однажды Анна-Мария, когда, видимо, уже пошла в школу, села рядом со мной в троллейбусе. Перед нами висела какая-то инструкция и она начала читать по слогам, была достаточно милой и открытой к общению. В это время ее мать общалась с кем-то из пассажиров, а, когда переключилась на ребенка, начала кричать. Мол, почему дочка надоедает людям. Это было удручающе.

Делать замечания Валентине или давать какие-то рекомендации никто не решался, потому что не хотел оказаться под ливнем проклятий, матерных слов и оскорблений. Одна Черниговка поделилась в соцсетях, что как-то хотела помочь старшей матери страны с коляской в транспорте, но получила не только матерные слова, но и пинков…

Часто Валентина не подбирала слов, видимо, ввиду своего уровня воспитания. Ругалась нецензурно при ребенке, обзывала ее, но, опять же, никто не решался вмешиваться. Черниговцы пишут, что, подрастая, Анна-Мария в той же манере соответствовала матери. Поэтому можно лишь представить, что происходило, когда они оставались один на один.

Большинство людей в Чернигове (в том числе городская власть), и вне его, в этом действительно видят крик о помощи

В 2013 году появились сообщения, что Валентина Подвербная попрошайничает. Это стало резонансом. Однако позже эти факты как будто не нашли подтверждения. По крайней мере, такой была информация соцслужб. В прошлом году полиция составила на Валентину Подвербную два админпротокола за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей и совершение домашнего насилия. Оба суд закрыл.

Все это время и в обществе было немало сторонников мнения, мол, "какая-не-какая, но ведь мать", "в интернате ребенку точно будет не лучше". С другой стороны, звучали голоса о необходимости спасения девочки. Шанс на это многие увидели, когда женщина, проживающая за границей, начала судебный процесс из-за якобы незаконного использования для Валентины ее яйцеклетки. Она требовала проведения ДНК-экспертизы, однако началась полномасштабная война и об этом деле забыли.

Наконец, пожаловаться публично смогла сама девочка - дочь Валентины Подвербной. На странице в одной из соцсетей появилось сообщение с рассказом о физическом и психологическом насилии над ней со стороны матери. В частности, что мать постоянно кричит, обзывает, царапает, бьет, насмехается. Не позволяет мыться и стирать вещи (зная, как выглядит Валентина, в это легко поверить). К сообщению добавлена аудиозапись, на которой голос женщины, похожий на голос Подвербной, отказывает в операции по коррекции зрения, мол, девочка сама делает себя косоглазой.

Большинство людей в Чернигове (в том числе городская власть), и вне его, в этом действительно видят крик о помощи. Но есть те, кто говорит о манипуляции, и не нужно ли "маму-бабушку" спасать от дочери.

В конце социальные службы вместе с полицией изъяли ребенка из семьи, а исполком Черниговского горсовета 25 апреля принял решение отобрать дочь у матери из-за угрозы ее жизни. Сейчас девочка находится в больнице, где проходит обследование. Врачи рассказывают, что дочь в больнице Валентина уже посещала, ведь прямого запрета на это нет.

Отдельно стоит упомянуть врача, который провел Валентине Подвербной искусственное оплодотворение

Окончательную точку в этой истории поставит суд, который может поддержать решение исполкома. Тогда ребенка должны устроить в приемную семью или выбрать другую форму его воспитания. В противном случае Анну-Марию вернут матери.

Сейчас в этой истории, как всегда, есть те, кто выступает против отъема ребенка у матери, и те, кто требуют этого. Но, напомню, до сих пор никто на это не решался. Пока девочка сама не приняла решение. Однако она - только подросток, который может передумать. Ведь Валентина - ее мать, за которой она может просто загрустить.

Отдельно стоит упомянуть врача, который провел Валентине Подвербной искусственное оплодотворение. Пользователи соцсетей едва не предлагают ему если не идти под суд, то содержать и воспитывать Анну-Марию. Кроме того, история старшей матери Украины побудила законодателей еще в 2012 году ограничить возраст женщин, которые могут забеременеть с помощью ЭКО, до 51 года. Впрочем, в 2021 году в законопроекте О вспомогательных репродуктивных технологиях сказано, что "верхний предельный возраст для пациентов, которым применяются вспомогательные репродуктивные технологии, определяется врачом-акушером-гинекологом учреждения здравоохранения в каждом случае индивидуально".

Выводов из этой истории, к сожалению, не сделано.

Ирина Синельник