mareeva-irina.livejournal.com

Сначала Сергей Мироненко заявил, что покинул должность директора Государственного архива России по собственному желанию. Затем, как пишет Радио Свобода уточнил, решение о его увольнении было «коллективным».

Как сказал историк, который останется в Госархиве уже как его научный руководитель, история с критикой его деятельности со стороны министра культуры России Владимира Мединского «не была решающей» для решения об отставке. Но Мироненко при этом подчеркнул, что «навевать золотой сон» и заниматься мифологизацией истории – это «не его специальность».

Читайте такжеВ России назвали основную угрозу "духовных скреп"

Видео дня

Доктор исторических наук, профессор Сергей Мироненко возглавлял Государственный архив России почти четверть века, от самого его создания в 1992 году. Собственно, именно создание этого заведения произошло на волне открытости, которая наступила после распада Советского Союза.

Но в 2015 году Мироненко подвергся критике, в частности со стороны министра культуры, когда несколько раз выступил с разоблачением известной советской героической истории со времен Второй мировой войны, или, как до сих пор называют в России ее советско-немецкую часть, «Великой Отечественной». Речь идет о так называемых «28 панфиловцах».

Как отмечается, разоблачила выдуманную советскими пропагандистами историю еще Главная военная прокуратура СССР в 1948 году, но об этом мало кому было известно. Мироненко в нескольких публичных выступлениях напомнил о том документе и опубликовал его на сайте Госархива.

Сначала, в июне 2015-го, рассказ Мироненко, что «28 панфиловцев» вообще не существовало, вызвал фурор – и неприятие многих участников – на Всемирном конгрессе русской прессы в Москве.

Позже внимание привлекло интервью историка, в котором он прямо заявил: «Это не миф, а фальсификация, давайте будем называть вещи своими именами. Фальсификация рано или поздно всегда будет разоблачена. Тот, кто занимается фальсификациями, должен понимать: 10, 20, 30, 100 лет... Но история – такая «страшная» наука. Вообще задача истории, если сказать коротко, – это поиск истины». «История и пропаганда – это разные вещи», – подчеркнул он.

Читайте такжеМихалков, Пореченков и Мединский предложили создать в РФ "патриотический интернет"

Известная в советские времена легенда утверждала: 28 бойцов дивизии под командованием генерала-майора Ивана Панфилова во время обороны Москвы осенью 1941 года в бою под российской столицей остановили наступление более 50 танков немецких нацистов, 18 из них уничтожили и все при этом героически погибли. Рассказ об этом раскрутила военная газета «Красная звезда». Позже газета опубликовала и все 28 имен. В конце их посмертно наградили званиями Героев Советского Союза. Но «погибшие», узнав из прессы о награде, начали обращаться по свои звезды... «Когда 6 из тех 28, что лежат якобы в могиле у разъезда Дубосеково, появились живыми, как могла советская власть не выяснить, что происходит: вы же должны лежать в земле, а вы появились», – говорит Мироненко.

Как напоминает историк, за выяснение дела взялись правоохранительные органы, и в конце главный военный прокурор СССР составил отчет: вся история о «28 панфиловцах» выдумана, их подвига не было, и все это выдумка корреспондентов армейской газеты.

Кроме того, один из названных погибшими и награжденных званием Героя на самом деле дважды побывал в немецком плену и оба раза служил там в немецкой полиции, так что после его ареста и обвинения в измене Родины его пришлось лишать этого звания. Собственно, этот случай и стал главным поводом для расследования.

При этом Мироненко подчеркивает: то, что вымыслом оказалось это конкретное  повествование, никак не умаляет истинного подвига многих бойцов «панфиловской» дивизии при обороне Москвы. По данным расследования, 16 немецких танков уничтожил тогда весь полк, а не одни лишь вымышленные 28 героев – но, скажем, из состава 4-й роты, к которой должны были принадлежать те 28, погибли в бою на самом деле значительно больше людей – около ста.

Впоследствии, интервью Мироненко вызвало возмущение министра культуры России Владимира Мединского. Вспомнив о еще двух традиционных героическиих советских сказаний времен той войны, что, как выяснилось позже, были идеологическими подлогами, министр заявил: «Думаю, что к эпическим советским героям – и к молодогвардейцам, и к панфиловцам и Зое (Космодемьянской – УНИАН) – надо относиться так, как в церкви относятся к канонизированным святым». «Этими копаниями вокруг 28 панфиловцев нас соблазняют, пытаются исказить святые для нас вещи, хотят, чтобы мы предали память и дела наших предков» – так Мединский прокомментировал поиски правды в интервью государственной «Российской газете».

Отдельно министр, комментируя выступления директора Госархива, заявлял, что руководитель архива не должен быть писателем, журналистом или борцом с историческими фальсификациями, и подчеркивал, имея в виду Мироненко: «Если есть желание сменить профессию – мы это поймем».

Согласно сообщению, даже документы не способны развеять мифы и фальсификации. В России продолжают снимать новый художественный фильм «28 панфиловцев» – этот проект выиграл грант от Министерства культуры России на 30 миллионов рублей – половину от официально планируемого сметы. Фильм снимают уже несколько лет, его выход на экраны уже не раз откладывали; сейчас обещают выпустить его уже в этом году. Авторы его отвергают обвинения, что участвуют в фальсификации истории.