Двести тридцать лет назад, в 1791 году, был принят правительственный закон – Конституция Речи Посполитой, более известная как Конституция 3 мая. Можно сказать, что это – первая письменная Конституция в Европе. Когда говорим о первенстве, в Украине считают такой Конституцию Пилипа Орлика. Отчасти это так. Но надо заметить, что Конституция Пилипа Орлика не была конституцией государства, это был документ, принятый казачеством, украинской эмиграцией в то время, когда страна была занята московским войском.

Что же касается Конституции 3 мая, она была конституцией государства, которая растянулась от Познани и Гданьска до окраин Киева, Белой Церкви и Канева. И эта Конституция имеет прямую связь с Украиной и ее историей. Потому что государство, которое тогда звали Речь Посполитая, формально было Федерацией Великого Княжества Литовского и короны Королевства Польского. Частью последнего была Русь, как тогда звали украинские земли между Днепром и Бугом.

Интересно, что когда Конституцию 3 мая приняли, ее одобрил весь политический народ Речи Посполитой. То есть не только депутаты Сейма в Варшаве, но и сеймики – местные советы, в том числе Киевщины, Волыни, Подолья. Простыми словами, предки современных украинцев из Правобережной Украины тоже принимали участие в принятии этого документа.

Видео дня

Это был очень прогрессивный шаг. Дело в том, что речь Посполитая в 18 веке находилась в состоянии упадка и анархии. А соседи использовали это, чтобы еще больше ослабить государство. В августе 1772 года Россия, Пруссия и Австрия уже подписали акт о первом разделе Польши, чем уменьшили территорию Речи Посполитой на треть. Это событие стало шоком для элит – начался тогда систематический труд над укреплением государства, а принятие Конституции 3 мая 1791 года было завершением этого процесса.

Царица Российской империи Екатерина Вторая признала принятие Конституции 3 мая прямой угрозой России

Этот правовой акт коренным образом переформировал политический режим Речи Посполитой, укреплял исполнительную власть, давал определенные политические права мещанам, ставил под защиту закона крестьян, таким образом смягчая худшие злоупотребления барщины... то есть кардинально увеличивал эффективность государства. На фоне того, что было раньше, это был прогрессивный документ.

Но что же произошло потом? Царица Российской империи Екатерина Вторая признала принятие Конституции 3 мая прямой угрозой России. Назвала ее революционной Конституцией, и начала готовиться к войне с Польшей... наконец эта война началась через год. В мае 1792 года в украинском городке Торговица был создан, скажем так, контрправительство пророссийских предателей. Они признали Конституцию 3 мая недействительной и запросили помощь от России. То есть произошло то, что сегодня стало мемом "Путин – введи войска". Двести лет назад Екатерина тоже это сделала.

Российская империя была гораздо более сильной державой, чем Польша. В результате русские войска дошли до Буга. И тогдашние польские элиты для того, чтобы спасать государство, решили поддержать контрправительство и отказаться от Конституции. Однако это не помогло.

В Польше лелеяли надежду, что Екатерина вернет старую политическую систему. Однако она вместе с Пруссией решила, что ничего не будет вообще. Второе разделение Польши стало почти смертельным ударом для страны: Пруссия унесла земли почти под Варшаву, всю Великопольщу. А Россия забрала Киевщину, Подолье и Восточную Волынь. От Речи Посполитой остался кусочек – Краков – Варшава – Вильно.

Далее началось восстание под руководством Тадеуша Костюшко. Оно, к сожалению, было неудачным. После этого произошло третье, окончательное разделение Польши и страна перестала существовать на долгие 123 года.

Более двухсот лет назад Россия считала, что любое развитие соседей ей грозит. Сейчас Россия считает, что независимая, демократическая Украина – угроза для РФ

Впрочем, именно Конституция 3 мая повлияла на демократические движения в Европе и дала вдохновение для поколений поляков, напоминая о борьбе за польскую свободу. Наконец это позволило восстановить независимость.

Сегодня можем проводить кучу параллелей с теми событиями. Более двухсот лет назад Россия считала, что любое развитие соседей ей грозит. Сейчас Россия считает, что независимая, демократическая Украина – угроза для РФ. Тогда в Российской империи заявляли о Конституции 3 мая как государственный переворот. Сейчас государственным переворотом назвала стремление украинцев к изменениям через Майдан 2013 года. Тогда в России рассказывали о мятеже якобинцев в Польше, то есть восстания Костюшко, теперь в России говорят о нацизме в Украине... Я даже когда-то сравнивал манифест Екатерины Второй и речи Владимира Путина – там похожая риторика. То есть Россия за эти сотни лет не научилась ничего нового. Она до сих пор не понимает, что ей надо отказаться от всяческих попыток вмешиваться в дела своих соседей.

Однако важно, чтобы и Польша, и Украина помнили историю и делали выводы, кто настоящий друг, а кто – враг.

Лукаш Адамский, польский историк, эксперт по вопросам Восточной Европы, публицист, заместитель директора Центра польско-российского диалога и взаимопонимания