REUTERS

Поскольку бывший премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг возглавил НАТО, ему придется решать, как реагировать на новые глобальные угрозы, об этом в статье «Как НАТО должно ответить Исламскому государству?», опубликованной в британской газете The Telegraph, рассказывает профессор Королевского колледжа Эндрю Дорман.  

Больше не стоит вопрос о будущем Альянса, но вместо этого появилось несколько других вопросов о направлениях его деятельности. Действия Владимира Путина в Восточной Европе и подъем Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ) показали НАТО в неприглядном свете, как будто это динозавр времен холодной войны.

Столтенбергу не надо будет находить миссию для НАТО, он должен решить, в каких именно миссиях должны участвовать войска западного военного альянса.

Видео дня

Представляет ли собой угрозу Россия?

В странах Центральной Европы, которые являются членами НАТО, в частности, из-за действий России в Украине и аннексии Крыма возникли вопросы о желании Путина продолжать экспансию. НАТО уже начало реагировать. Альянс усилил свою миссию по контролю воздушного пространства над странами Балтии, которая продолжается и сейчас – государства-члены по очереди помогают сохранять целостность воздушного пространства стран Балтии. Страны НАТО также обязались проводить гораздо больше военных учений на территории восточных членов, чтобы показать приверженность Альянса коллективной обороне.

Читайте такжеFrankfurter Allgemeine: «Россияне не склонны принимать правила, они хотят их устанавливать»

Это должно предотвратить дальнейшую экспансию России, но не решает вопрос об Украине, как и вопрос о членстве стран Кавказа, на который уже долгое время никто не может дать ответ. В этом плане г-ну Столтенбергу придется заставить организацию рассмотреть вопрос о членстве в НАТО Грузии и других стран.

Как НАТО вписывается в борьбу с ИГИЛ?

Хотя коалиция государств, которая сейчас наносит военные удары по ИГИЛ, не объединена  с НАТО, тот факт, что Турция граничит с Ираком и Сирией, означает, что организация остается заинтересованной стороной. Поскольку ключевой приграничный город Кобани все еще осажден, их интерес, скорее всего, значительно вырастет.

Что если исламский терроризм распространится в Африке?

НАТО по-прежнему привержено своему обязательству поддерживать Африканский союз (АС), и Альянс все еще обеспокоен проблемой терроризма в Сомали. В этом плане перед     г-ном Столтенбергом будет стоять очень сложная задача: как предложить существенную поддержку АС, но при этом не втягивать Альянс в сложные и потенциально опасные операции в Африке.

Исторически так сложилось, что немногие члены НАТО хотели бы участвовать в разрешении африканского конфликта – бороться с терроризмом или нет. Но на другой африканский вопрос Столтенбергу, возможно, придется обратить внимание.

Эбола. Что будет делать НАТО, чтобы помочь?

Со смертоносными вспышками вируса Эбола в истории обычно боролись по принципу от народа к народу. Поскольку ситуация продолжает ухудшаться, возможно понадобится оказать большую военную помощь Западной Африке в виде врачей и инженеров, которые будут помогать персоналу и будут строить необходимую медицинскую инфраструктуру. Соединенные Штаты и Великобритания уже направили туда своих сотрудников, но, похоже, понадобится дальнейшая поддержка.

Читайте такжеВ Испании с подозрением на Эболу госпитализировали трех человек

Хотя очевидно, что Африканский союз оказывает наибольшую поддержку в регионе,  возможности стран-членов НАТО вполне могут позволить организовать отдельную миссию. Трудность для Столтенберга будет заключаться в том, что ему нужно будет проложить путь через потенциально опасное политическое минное поле таким образом, чтобы улучшить ситуацию.

Закончится ли участие НАТО в Афганистане?

Хотя НАТО выводит свои войска, которые принимали участие в боевых операциях в Афганистане, организация будет продолжать играть ограниченную роль в развитии афганских сил и афганского государства. Это, вероятно, будет продолжаться в течение некоторого времени, и задача г-на Столтенберга будет заключаться в том, чтобы помогать стимулировать афганское правительство, чтобы оно продолжало реформировать себя, бороться с коррупцией и в какой-либо форме смогло договориться с талибами.

Как НАТО может позволить себе делать все это?

На последнем саммите НАТО в Уэльсе страны-члены обязались исправить ситуацию с относительным снижением их оборонных бюджетов, что должно помочь справиться с глобальными угрозами. За некоторым исключением, в том числе США и Великобритании, страны-члены НАТО сейчас тратят меньше 2 % своего ВВП на оборону. Они обязались в течение десяти лет добиться увеличения этой суммы до 2%, чего от них давно уже требует НАТО, но заставить их придерживаться этого обязательства будет сложной задачей.

Г-ну Столтенбергу, однако, будут помогать его норвежские корни. Норвегия уже начала увеличивать свой ​​оборонный бюджет в связи с ситуацией в Украине.

Читайте такжеНАТО имеет сильную армию даже без спецсил быстрого реагирования - Столтенберг

Наблюдать нужно в основном за тремя странами. Это Германия, которая объявила о дальнейших сокращениях после саммита, Франция, которая не дотягивает до 2 %, и Великобритания, расходы которой могут упасть ниже 2 % в ближайшие пару лет. Если он сможет заставить этих трех членов НАТО увеличить расходы на оборону, его работа на должности Генерального секретаря будет успешной.