Научные работники Института политических и этнонациональных исследований имени Кураса Национальной академии наук Украины негативно оценили проект закона «О языках в Украине», внесенный в Верховную Раду народными депутатами Александром ЕФРЕМОВЫМ (Партия регионов), Петром СИМОНЕНКО (КПУ) и Сергеем ГРИНЕВЕЦКИМ (Блок Литвина). Заключение сделано по обращению председателя парламента Владимира ЛИТВИНА к НАНУ.

Текст экспертного заключения попал в редакцию еженедельника «Зеркало недели», и опубликован на сайте газеты.

«Принятие проекта является нецелесообразным, поскольку вместо общественного компромисса и стабильности оно привело бы лишь к ухудшению ситуации в языковом участке...», - говорится в документе. Эксперты из Института имени Кураса констатируют „противоречие между декларируемой направленностью на защиту прав граждан и реальным содержанием законопроекта, которое утверждает права одной языковой группы за счет другой”.

Видео дня

Эксперты критикуют понимание авторами законопроекта Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств. Проект, по их мнению, „применяет к решаемой украинской проблеме международный инструмент, предназначенный совсем для других потребностей, то есть для защиты языков, которые по степени распространения невозможно сравнить с русским языком в Украине...” В результате произвольной трактовки Хартии „русский язык получает возможности официального применения почти на всей территории страны, становясь, по сути, вторым государственным языком... Представленные проекты (анализируется еще и проект Нестора ШУФРИЧА) предлагают, с одной стороны, слишком большую общую территорию официального признания региональных языков, а с другой - небольшие шансы для реального применения всех языков, кроме русского. Кроме официального применения русского языка на определенных территориях, проект ЕФРЕМОВА предоставляет широкие возможности его использования в масштабах всей страны, еще больше ставя его, таким образом, в особое положение, сравнимое с положением государственного языка”.

Главным механизмом предоставления русскому языку преимущества над украинским, по мнению научных работников, является „отказ регулирования применения языка в негосударственной сфере, что означает согласие государства на свободную конкуренцию языков, в которой, учитывая лучшие стартовые условия, неизбежно будет побеждать русский... Владельцы смогут свободно выбирать языки в частных учебных заведениях, на телеканалах, радиостанциях, в кинотеатрах и тому подобное. Опыт предыдущих лет показывает, что отсутствие такого регулирования приводит к господству русского языка и маргинализации украинского. Главной причиной рыночного преимущества русского является то, что намного большее количество людей желают или, во всяком случае, готовые потреблять продукты на этом языке, в частности через возможность использования русскоязычных продуктов на рынках нескольких стран, в частности наибольшем - российском. А, следовательно, государство должно применять определенные механизмы, которые обеспечивали бы соответствующее численности носителей языка применение украинского... Такие механизмы «позитивной дискриминации» применяли и применяют во многих демократических стран, в частности и относительно своих официальных языков”.

Вместо этого авторы законопроекта, отмечают научные работники, стремятся не только обеспечить право части граждан применять русский язык, но и „сберечь унаследованную от советских времен практику активного или, по крайней мере, пассивного применения этого языка почти всеми гражданами, которое умеренная языковая политика времен независимости не устранила. В то же время законопроект не содержит никаких механизмов преодоления характерной в настоящее время для украинского общества асимметрии двуязычности, то есть увеличение количества русскоязычных граждан с активным знанием государственного языка. Иначе говоря, вместо защиты языковых прав граждан намереваемся здесь увековечить последствия советской политики русификации”.

Ранее негативную оценку законопроекту ЕФРЕМОВА-СИМОНЕНКА-ГРИНЕВЦКОГО дали научный совет Национального университета «Киево-Могилянская академия», Институт украинского языка НАНУ и Институт языковедения имени Потебни.