Иллюстрация REUTERS

Суд предоставил детективам НАБУ временный доступ к служебным запискам, которыми инициировалась выплата премий 41 работнику НАК «Нафтогаз Украины» за достижения весомых целей, реализацию важных стратегических проектов (положительные решения трибунала при Арбитражном институте Торговой палаты. Стокгольма).

Читайте такжеЗеркаль возглавила защиту "Нафтогаза" в международных арбитражах против «Газпрома»

Об этом свидетельствует постановление следственного судьи Высшего антикоррупционного суда от 4 мая, которое есть в распоряжении «Наших грошей».

Видео дня

Доступ предоставлен в рамках расследования по факту злоупотребления членами наблюдательного совета, председателем и членами правления «Нафтогаза» своим служебным положением при принятии решения о выплате премий сотрудникам компании, что повлекло тяжкие последствия государственным интересам.

Как установило следствие, в феврале 2018 года Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма удовлетворил требования «Нафтогаза» о взыскании с российского «Газпрома» задолженности за транзитом на общую сумму $4,67 млрд. Этим же решением был произведен взаимозачет между компаниями, и в результате долг, который подлежал фактической уплате «Нафтогазу», составил $2,57 млрд.

В апреле 2018 года члены наблюдательного совета «Нафтогаза» приняли решение о выплате вознаграждения правлению и другим работникам НАК в связи с их значительным личным вкладом в победу над «Газпромом». В общем такие премии получил 41 работник. Общий размер вознаграждения составлял 1% от суммы общего выигрыша в размере $43,6 млн.

Как указывает следствие, на момент принятия указанного решения наблюдательным советом «Нафтогаза» фактически деньги на пользу НАК от «Газпрома» не поступали. Кроме того, в протоколе заседания не приведенный перечень работников и размер премий, подлежащих уплате, а также не указано вклада каждого работника из данного перечня в победу над «Газпромом».

Следствие отметило, что представительство интересов «Нафтогаза» в Стокгольме осуществляли не работники НАК, а компания «Wikbord Rein Advokatfirms AS» на основании ряда договоров о закупке юридических услуг.

Детективы НАБУ ранее уже получали доступы к документам «Нафтогаза», однако в итоге им не были предоставлены все документы, на основании которых происходила выплата премий. В частности, детективы обращались в НАК с просьбой предоставить информацию относительно обстоятельств подготовки служебных записок и предоставить их заверенные копии, но «Нафтогаз» письмом от 2 марта 2020 года отказался предоставить эту информацию.

Указанные служебные записки содержат сведения о должностных лицах, которые инициировали выплату премий каждому из 41 сотрудника «Нафтогаза», которым была выплачена первая часть премий, а также содержание выполняемых ими задач и размер премий.

Учитывая указанные обстоятельства, следствие видит в действиях членов наблюдательного совета, председателя и членов правления «Нафтогаза» признаки совершения уголовных правонарушений, предусмотренных ч. 5 ст. 191 (присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением), ч. 2 ст. 364 (злоупотребление властью или служебным положением), ч. 2 ст. 367 (служебная халатность) Уголовного кодекса Украины.

Напомним, по данным СМИ, в 2018 году в «Нафтогазе» было выплачено $20 млн премий. Как указывали СМИ, большинство из перечисленных к процессу в Стокгольмском арбитраже привлечены не были.

В декабре 2019 года «Газпром» перечислил «Нафтогазу» $2,92 млрд (присуждена компенсация + проценты, накопленные с даты объявления решения 28.02.2018).

17 января 2020 года президент Владимир Зеленский поручил экс-премьеру Алексею Гончаруку «разобраться с вопросом» премии в 1% топ-менеджмента «Нафтогаза» от уплаченных Газпромом средств и намекнул на возможную перезагрузку «Нафтогаза».

В феврале этого года исполнительный директор «Нафтогаза»Юрий Витренко подал иск в Печерский суд Киева в связи с невыплатой ему премии за победу в Стокгольмском арбитраже над «Газпромом». По его словам, «Нафтогаз» «обязан выплатить 50% премии еще 30 декабря 2019 года, но это еще не было сделано». В мае стало известно, что пост Витренко сокращают. Он заявил, что его увольнение – это реакция председателя правления компании Андрея Коболева на «неудобную правду, в которой он видит угрозу для своего кресла». А в «Нафтогазе» сокращение должности Витренко назвали «оптимизацией внутренней организационной структуры».