false

На сегодняшний день не существует убедительных свидетельств о том, что на фармацевтическом рынке Украины может произойти катастрофа в связи с фактическим запретом продажи лекарств, производители которых осуществляют прямую или косвенную деятельность по изготовлению лекарств на территории России или Беларуси, пишет РБК-Украина в аналитической публикации на эту тему.

Издание напоминает, что в октябре комиссия Минздрава по прекращению действия регистрационного удостоверения впервые воспользовалась своим правом на фактический запрет продажи в Украине лекарств, частично или полностью производимых в РФ и Беларуси. Такая возможность появилась еще в мае, когда вступили в действие поправки к закону Украины "О лекарственных средствах", согласно которым Украина может лишить регистрационного удостоверения препараты, происходящие из страны-агрессора, даже если они были произведены там компаниями из других стран.

Первое решение о прекращении действия регистрационных удостоверений было принято по 35 препаратам венгерской компании "Гедеон Рихтер".

Видео дня

"Законодатели, конечно, понимали, что нельзя запрещать поставки лекарств, которым нет заменителя. Поэтому условие применения на запрет сопровождается другим условием: запрещенный препарат должен быть представлен в Украине как минимум двумя аналогами. То есть Украина, понимая, что ограничения могут навредить ей самой, не пошла по пути самоуничтожения, лишь бы сделать врагу больно", - говорится в статье.

Как отмечается, фармацевтический рынок в Украине будет постепенно меняться. В то же время говорить об отсутствии лекарства для пациентов сейчас или в ближайшем будущем нет оснований, ведь у многих препаратов есть 10 и более заменителей, отмечают авторы публикации.

В статье также обращают внимание на заявление НАПК, которое высказалось о рисках в упомянутом законе. Один из таких рисков – возможная монополизация рынка. В то же время это опасение НАПК детально не артикулировано, поэтому непонятно кем именно эта монополизация может быть создана и на рынке чего именно: всех препаратов, какой-то группы или наименования действующего вещества.

"Все подозревают украинские компании в том, что они являются бенефициарами "изгнания" с рынка иностранной продукции, но никто не сделал две важные вещи, подтверждающие это: не предоставили убедительных данных о том, как именно изменится структура рынка; не предоставили доказательств того, что такое уже происходит, потому что закон действует с мая этого года", - говорится в статье.

Издание акцентирует внимание на том, что лекарства для украинского рынка производят не только украинские компании, поэтому ни о какой монополизации говорить нельзя.