Иллюстрация / REUTERS

Ученые обнаружили в выбросах вулканов на Гавайских островах следы пород, сформировавшихся всего через 50 миллионов лет после рождения Земли и остывания ее первичной материи, говорится в статье, опубликованной в журнале Science, как пишет "РИА Новости".

"Мы нашли в этих породах геохимические маркеры, сформировавшиеся почти 4,5 миллиарда лет назад. Нам было особенно приятно найти столь древние следы в породах, сформировавшихся совсем не давно. Мы пока не знаем, как им удалось "выжить" на протяжении столь долгого времени, но у нас есть определенные идеи на этот счет", — заявила Андреа Мундль (Andrea Mundl) из университета Мэриленда в Колледж-Парке (США).

Сегодня геологи активно дискутируют о том, когда в недрах Земли запустились тектонические процессы, когда возникли ее первые континенты, и когда наша планета приобрела свой магнитный щит, защищающий жизнь от космических лучей и солнечного ветра.

На этот счет нет единого мнения. За последние годы теоретики и геологи-практики нашли множество доказательств в пользу того, что движение тектонических плит могло быть запущено практически сразу после рождения Земли, так и через почти миллиард лет после ее появления на свет. Недавно геологи нашли предположительные следы первичной коры Земли на северо-востоке Канады, которые указали на то, что тектоника запустилась далеко не сразу.

Мундль и ее коллеги нашли образец более глубинных пород времен "сотворения Земли", изучая выбросы вулканов на Гавайских островах. Анализируя доли изотопов в породах, которые были выброшены на поверхность Земли в 1959 году во время извержения вулкана Килауэа, ученые заметили нечто необычное – доли изотопов гелия и вольфрама в них были не похожими ни на что на Земле.