На фоне новых ядерных угроз российского диктатора Владимира Путина, в МИД Китая заявили, что ядерная война не должна быть развязана ни при каких обстоятельствах. Мол, 5 января прошлого года в совместном заявлении лидеров ядерных держав говорилось, что одержать победу в ядерной войне невозможно, поэтому между государствами, владеющими ядерным оружием, надо снижать стратегические риски. Однако никаких имен или названий конкретных государств в МИД Китая не привели.

Конечно, такая реакция КНР - не то, что Украина хотела бы видеть. Россия не прекращает ядерные угрозы, но позиция Китая остается неопределенной – за все хорошее против всего плохого. Учитывая, что в реакции Китая нет конкретики - не указана сторона, к которой обращается КНР и которую осуждает за ядерные угрозы - это дает возможность разнообразного толкования. Поэтому Россия, уверен, толкует это как молчаливое согласие.

Невнятная реакция Китая на ядерные угрозы Кремля связана с тем, что, во-первых, ядерный шантаж РФ не направлен на КНР

Если посмотреть на 12 пунктов китайского видения развязывания российско-украинской войны, в котором первым пунктом говорится об уважении к территориальной целостности и суверенитету всех стран, позиция Китая достаточно прозрачна. Ведь то, что Россия нарушает это первый пункт, не создает никаких проблем между Пекином и Москвой. Это означает, что КНР терпит это нарушение.

Невнятная реакция Китая на ядерные угрозы Кремля, думаю, связана с тем, что, во-первых, ядерный шантаж РФ не направлен на КНР. Вместо этого он направлен на стратегического противника Китая. Поэтому он является допустимым для Пекина. Напомню, что стандартные приемы китайской стороны, когда в чем-то обвиняют Китай, - сместить фокус внимания на другие проблемы, другие вопросы, или непосредственно на того, кто обвиняет. Например, когда КНР вменяют нарушения прав человека с уйгурами, они всегда вспоминают, что американцы "совершили геноцид коренного населения Северной Америки".

Когда мы общались с китайской стороной, они нам прямо сказали, что ядерный шантаж России очень эффективен. Ведь он предотвратил прямое вмешательство НАТО и США в конфликт, прямую отправку войск, передачу Украине дальнобойного вооружения и тому подобное. То есть в КНР это рассматривали не как нарушение Россией каких-то договоренностей или злоупотребление своими ядерными силами. А это воспринималось в Пекине как эффективный инструмент для получения стратегических преимуществ на поле боя.

Китай может поддерживать российский ядерный шантаж, потому что он осуществляется в отношении Запада

Во-вторых, стоит отметить, что Китай планирует увеличивать свой ядерный потенциал. Раньше у Китая была стратегия минимального сдерживания. То есть, когда в США или России насчитывалось, примерно, по 6 тысяч ядерных боеголовок, Китай держал минимальное их количество. Ведь под стратегическим сдерживанием подразумевалось, что никто не угрожал Китаю ядерным оружием. Однако сейчас Пекин неофициально меняет свою концепцию, так как планирует по состоянию на 2030 год увеличить количество ядерных боеголовок с 350 до 1 тысячи. А к 2035 году - до 1500. Это также является одним из уроков, которые Китай выносит из российско-украинской войны. Ведь увеличение ядерного потенциала происходит не только ради усиления защиты, но и ради угроз, ради ядерного шантажа. Ведь количество ядерного оружия создает более серьезную позицию за столом переговоров.

Таким образом, Китай может поддерживать российский ядерный шантаж, потому что он осуществляется в отношении Запада, чем-то усиливает Россию, ведь дает Западу меньше возможностей для маневра, а также дает возможность Китаю перенимать опыт, ведь рано или поздно придется решать тайваньский вопрос, а Пекин не хотел бы, чтобы американский или японский флот в это вмешивались.

Юрий Пойта, руководитель азиатской секции NewGeopoliticsResearchNetwork