Военные будни Николаева / фото REUTERS

Николаев с самого начала войны является одним из основных направлений для наступления российских оккупантов. Правда, все попытки варварской орды захватить этот южный город либо его обойти обернулись провалом. В последние дни Вооружённые Силы Украины перешли в контратаку и отбросили основные силы противника на десятки километров.

В эти дни у многих украинцев Николаев ассоциируется с главой областной военной администрации Виталием Кимом, который ежедневно в своём Telegram-канале выкладывает позитивные видео о жизни региона. Именно этот жизнеутверждающий настрой и помогает местным жителям решать главную задачу – защищать город и, тем самым, срывает планы врага по дальнейшему наступлению на Одессу. За успехи на этом поприще Николаев на минувшей неделе заслужено получил звание города-героя.

Сегодня каждый день жизни украинцев мало чем отличается от предыдущего, потому и возникает ощущение, что мы стали героями фильма "День сурка". А для николаевцев эта монотонность сопровождается ежедневными обстрелами оккупантов, которые таким образом компенсируют свою неспособность одержать победу на поле боя. В основном это делается или ночью, или рано утром. Но бывали и дневные обстрелы, причём их жертвами уже стали жилые дома в каждом районе города. В общем, вражеская тактика заключается в том, чтобы горожане были в постоянном напряжении и ожидали очередного "прилёта".

Видео дня

В эти дни у многих украинцев Николаев ассоциируется с Виталием Кимом

Не удивительно, что многие николаевцы покинули свои дома и перебрались или в более "тихие" регионы, или за границу. Каждый день можно наблюдать, как заполненные людьми автобусы едут в направлении Одессы по единственной безопасной трассе в регионе.

По оценке городских властей, из Николаева уже выехала примерно треть его жителей, а до войны в городе проживало почти полмиллиона человек. Многие из них были так или иначе вовлечены в работу расположенных в городе портов. Но вот уже более месяца отрасль и связанные с ней секторы экономики из-за блокады со стороны российских пиратов, расстреливающих мирные торговые суда, попросту заморожены. Вынужденно простаивают и другие важные предприятия, которые кормили семьи горожан.

Глядя на эти человеческие ручейки, утекающие из Николаева, ловишь себя на мысли, что едва ли не главной целью затеянной Путиным войны было превращение Украины в серую зону, где ни о каком развитии не может быть и речи. Следствием должен был стать массовый исход украинцев в Россию.

На практике же переселение идёт в совсем другом направлении. Как оказалось, граждане Украины, и николаевцы, в том числе, явно не хотят жить в реанимированном "совке", а так или иначе стремятся в Европу. Правда, всё это в будущем заставит решать другую сложную задачу: как возвратить назад тех, кто убежал от войны? 

У николаевских волонтёров кардинально разные точки зрения на этот счёт. Одни утверждают, что часть покинувших страну граждан уже не захочет возвращаться в разрушенные войной дома. Другие уверены, что после нашей победы демократический мир и, в первую очередь, Евросоюз обязательно помогут возродить Украину, причём зарплаты у тех, кто останется или вернётся, будут сопоставимы со среднеевропейскими.

Оставшиеся николаевцы продолжают жить в ритме комендантского часа: начинается он в 20 часов вечера и заканчивается в 6 утра. Горожане стараются придерживаться рекомендаций властей относительно светомаскировки, потому в вечернее время Николаев погружается во тьму и ожидает сообщений об очередных воздушных тревогах и об их отменах.

Зато утром улицы города оживляются – выходят работать троллейбусы и трамваи, частные перевозчики. Коммунальные службы максимально быстро ремонтируют сети, которые были повреждены во время ночных обстрелов. Свет, вода, тепло и газ у большинства николаевцев есть, также в городе регулярно вывозят мусор. В супермаркетах продаются основные продукты питания, а больницы и аптеки обеспечены необходимыми препаратами. Также в Николаев завозят гуманитарную помощь, которую можно получить, пусть и выстояв в очереди. В общем, в  нынешних условиях это уже немало.

Утром улицы города оживляются – выходят работать троллейбусы и трамваи, частные перевозчики

Понятно, что не все могут жить в таких условиях, потому у некоторых горожан порой отключаются участки мозга, отвечающие за инстинкт самосохранения. Именно этим можно объяснить два аналогичных происшествия последних дней.  Оказалось, что некоторые жители Николаева являются страстными коллекционерами российских боеприпасов. В первом случае обошлось без пострадавших – "всего лишь" сгорела машина, в багажник которой решили переместить часть неразорвавшегося снаряда РСЗО "Смерчь". Во втором случае всё закончилось трагедией. По словам 50-летнего николаевца, он за городом нашел снаряды, которые погрузил в багажное отделение автомобиля. После этого приехал домой и вместе со знакомой начал их доставать. Не трудно догадаться, что снаряды сдетонировали – женщина погибла, а мужчина получил ранения.

Объяснить такую беспечность можно разве что усталостью от войны. Вполне возможно, что именно для эмоциональной разгрузки губернатор Виталий Ким на выходных разрешил продавать и покупать алкоголь в области. Так народ и расслабится немного, и присвоение родному городу почётного звания  героя сможет "обмыть". Конечно, многие горожане и до этого при сильном желании могли достать запрещённые горячительные напитки, переплатив за них иногда в несколько раз, так что решение властей скорее является некой легализацией существующей торговли из-под полы.

После общения с николаевцами становится понятно, что они уже смогли приспособиться к войне и живут по принципу "день пережит - и слава Богу". Понятно, что о "русском мире" никто здесь и не заикается: даже представители вчерашних условных пророссийских партий или записались в тероборону, или активно занимаются волонтёрством и помощью нуждающимся. Выяснение всех отношений и политических разногласий горожане оставили до мирных времен. Именно эта сконцентрированность и сплочённость помогает несломленным николаевцам с осторожным оптимизмом смотреть в будущее и приближать нашу общую победу над оккупантами.

Дмитрий Шварц