Украина уже давно заявляет, что санкции против российского гражданского ядерного сектора должны стать частью глобального санкционного пакета. Украина уже ввела санкции против двухсот человек, связанных с российской атомной энергетикой. И, наконец, Германия предложила Евросоюзу ввести в следующем пакете санкций против Российской Федерации в отношении ограничения атомной отрасли РФ.

Это решение прежде всего важно потому, что нужно прекратить безнаказанность российской компании Росатом в отношении ее действий на Запорожской атомной электростанции. То, чем Росатом занимается на ЗАЭС, практически является ядерным шантажом, это нарушение всех основных столпов ядерной безопасности, которые определены МАГАТЭ.

Целый город Энергодар россияне превратили в концлагерь

Доказательств таких нарушений более, чем достаточно. Многие представители Росатома приезжали на ЗАЭС, они не особо и прятались. Эта компания "осуществляла управление" ЗАЭС. И на сегодня россияне считают, что ЗАЭС принадлежит им и "управляется" из Москвы. То есть речь идет не только о ядерном шантаже, а буквально о краже целой АЭС. Это - невиданный случай в истории.

Кроме того, происходят серьезные нарушения в отношении строительства каких-то непонятных сооружений (никто не знает, что там на самом деле строится).

Также постоянно оказывается давление на персонал, который находится фактически в состоянии заложников. Целый город Энергодар россияне превратили в концлагерь. Там всячески издеваются над персоналом ЗАЭС и их семей, заставляют заключать незаконные контракты с Росатомом, отказываться от украинского гражданства. Установлены факты пыток и убийств украинцев-сотрудников ЗАЭС... то есть, во-первых, важно, чтобы такие вещи не оставались безнаказанными.

Росатом очень сильно завязан в звеньях топливного ядерного цикла

Во-вторых, необходимо снизить финансовый поток для компании Росатом с международных рынков. И очень важно убрать Росатом с ключевых звеньев в торговле услугами по обогащению урана и по производству самого ядерного топлива - топливных элементов, ТВЭЛов.

Росатом очень сильно завязан в звеньях топливного ядерного цикла. Он и его дочерние компании по всему миру (более 360) занимает, примерно, 40% рынка обогащения урана. Где-то более 20% - рынка фабрикации ядерного топлива. Более 250 гигаватт электроэнергии, которая производится в странах Запада, тем или иным образом зависят от поставок ядерных технологий, ядерного топлива и обогащенного урана именно от России.

То есть сегодня ни США, ни многие европейские страны, особенно страны Восточной Европы, не способны отказаться от покупки ядерного топлива, от услуг по обогащению ядерного топлива. Ведь для того, чтобы диверсифицировать такие поставки нужно время и серьезные инвестиции.

Росатом так глубоко запустил свои щупальца в цепи ядерно-топливного цикла, что избавиться от этих щупалец будет очень трудно

Нужно понимать, что между диверсификацией поставок нефти и газа и диверсификацией ядерного топлива есть большая разница. В первом случае можно лишь найти новых поставщиков. Во втором нужно строить дополнительные мощности по производству урана, по обогащению, по фабрикации ядерного топлива. Это не делается через год или два. Чтобы отойти от российских поставок в сфере ядерных технологий нужно лет 5-7.

Наши западные партнеры долго не были готовы (и сейчас не совсем готовы) принимать серьезные санкции против Росатома. Тем не менее заявления о начале санкционного давления (надо это четко понимать) - очень важный символический знак. С другой стороны, тоже стоит принимать во внимание, что Росатом так глубоко запустил свои щупальца в цепи ядерно-топливного цикла, что избавиться от этих щупалец будет очень трудно. Поэтому санкции будут применены не в отношении основного производства компании Росатом. Не тех компаний, которые занимаются обогащением урана или фабрикацией ядерного топлива. А для каких-то более-менее второстепенных компаний, которые не влияют на поставки в страны Запада.

Владимир Омельченко, директор энергетических программ Центра Разумкова

Тексты, опубликованные в разделе «Мнения», не обязательно отражают позицию редакционной коллегии УНИАН. Более подробно с нашей редакционной политикой вы можете ознакомиться по ссылке