Иллюстрация / REUTERS

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заверил, что в случае вражеской кибератаки против одной страны-участницы ответят все 29 союзников. Он убежден, что большое цифровое нападение подпадает под обязательство о совместной обороне, описанное в статье 5 устава альянса.

Об этом пишет BBC, напоминая, что последний раз к этой статье обращались США в 2001 году после терактов 11 сентября.

«Мы определили киберпространство как сферу, в которой НАТО будет действовать и защищать себя так же эффективно, как и в воздухе, на суше или в море», - подчеркнул Столтенберг.

Видео дня

Читайте такжеForbes: Россия и Китай могут устраивать кибератаки на военные спутниках США

Как пример крупной кибератаки он назвал случай в 2017 году, когда вирус Wannacry вывел из строя систему здравоохранения в Великобритании, а также вызвал хаос по всему миру. Однако тогда это не стало основанием для применения статьи 5. Издание пишет, что идея о совместной обороне лежит в основе НАТО. Однако, перенесение этого принципа на киберпространство поднимает несколько проблем.

Во времена Холодной войны, запуск ракет или приближение колонны танков не оставляли сомнений относительно начала атаки.

Читайте такжеForeign Policy: После войны в Украине кибершпионов в мире станет больше

Но в киберпространстве все не так просто. Когда инфраструктура Эстонии пострадала из-за кибератаки в 2007 году, Таллинн обвинил в этом Россию. Но кто именно это сделал: российское государство или так называемые «патриотические хакеры», которые действовали с российской территории? Другая проблема в том, что не понятно, насколько интенсивной должна быть хакерская операция, чтобы ее считали атакой.