Тягнибок в вертепах играет Ирода, Болдырев постится икрой, Цымбалюк подбрасывает кутью
"Не знаю, почему эта кутья была такая вкусная... может потому, что у нас несмотря на большевистские запреты была такая тайна – празднование Рождества"... Рождество в жизни политиков
Рождество придет с колядками, особым настроением Литургии, вертепами, гостями, рождественскими блюдами. В этот день в православных церквях и у греко-католиков будут службы. Священники – монахи всех монастырей отслужат Всенощную, а затем – утренние Службы (от двух до пяти литургий – у всех по разному), будут иметь праздничную трапезу, потом поздравят своего настоятеля и получат от него сладкие подарки. Во всех храмах будут детские утренники и вертепы, а взрослые (соцерквленные и не очень) постараются найти минутку, чтобы еще раз побывать в храме.
Сегодня мы расспросили о Рождестве наших политиков. Тех, о которых мы точно знаем, что они его празднуют, и что они к нему готовятся.
Олег Тягнибок, лидер партии “Свобода”, в семье которого были три греко-католических священника: РОЖДЕСТВО ОСОЗНАЮ, С ТЕХ ПОР, КАК СЕБЯ ПОМНЮ
Сколько я помню себя, столько помню и осознаю Рождество. У нас всегда была семейная традиция праздновать все национальные и религиозные праздники. Рождество - мой любимый праздник с детства. Мы даже елку не ставили на Новый год, а наряжали на Рождество перед Сочельником. Это день строгого Поста, а уже после того, как восходит первая звезда, то можно садиться к столу и ужин, хоть постный, но богатый. Под обрус нужно положить немного сена, поскольку Христос родился в яслях. На столе должны быть свеча и калач. Мама всегда пекла калач сама. Мы с братом с детства после того, как нарядили елку, должны были накрывать на стол. На столе стояла постная еда, двенадцать кушаний. Сейчас мои дети с удовольствием считают эти кушанья, как делал это когда-то я. На столе стоит красный борщ с ушками с грибной начинкой, разная рыба (селедка, заливная), вареники с картошкой, гречкой, к ним грибной соус, голубцы с рисом, сладкие вареники с маком и черносливом и кутья. После ужина, во время которого рассказывались какие-то рождественские истории, после того, как поели кутьи, то можно начать колядовать. Есть колядники, которые приходят домой, которых мы радостно встречаем. Потом мы идем к бабушке, которой 90 лет, у нее собирается вся семья. Мы хотим попробовать ее кутьи и заколядовать. Утром в день Рождества мы идем в церковь. Это может быть Михайловская церковь, ближе к нашему дому, может быть церковь Иоанна Крестителя в Шевченковской роще, куда мы любим ходить, и где с женой вступали в брак, еще ходим в церковь Ольги и Елизаветы.
Моя семья много страдала во время советской оккупации, поэтому меня иногда спрашивают, простил ли я это, нет ли я персонифицированной обиды на русских. Нет. В моей жизненной позиции и взглядах нет желания мести, есть лишь желание восстановить историческую справедливость в отношении моего претерпевшего народа и восстановить национальную память.
Я еще не знаю, кто придет колядовать. Мы пускаем всех, кто приходит. Обычно, это представители молодежных патриотических организаций, которые организуют вертепы. Я в свое время в студенческие годы тоже ходил с вертепом, собственно мы в конце 80-х годов - начале 90-х возрождали эту традицию, мне обычно выпадала роль царя Ирода. Меня гримировали под царя Ирода. Мы даже в запрещенные советские времена тоже колядовали, помню, приходим к нашим преподавателям часу в первом-втором ночи... А утром в девять приходим сдавать ему экзамен, сессия выпадала на Рождество. Тогда преподаватели сначала шутя нам говорили: “Пришли студенты, которые готовиться к экзамену ночами с вертепами ходят”. Но принимали экзамен.
Потому что для каждой семьи большая честь и большая радость, когда приходит много колядников.
Юрий Болдырев, народный депутат Украины (ПР): НА РОЖДЕСТВО Я ВСЕГДА СТОЮ ВСЕНОЩНУЮ, Я В ЭТИХ ВОПРОСАХ - ЧЕЛОВЕК, СКЛОННЫЙ К ФАНАТИЗМУ
После того, как я окрестился, в первые годы я начал очень фанатично поститься, ел в основном кашу, но сейчас возраст свое берет. Я тогда подорвал здоровье. Поэтому в последнее время духовник позволяет мне облегчение, то есть могу есть рыбу. В принципе, где-то пятнадцать лет назад был издан указ ныне покойного патриарха Алексия Второго (в связи с тем, что со здоровьем народа все хуже) о том, чтобы в семинариях во время постов студентам давали рыбу. Но на монахов это не распространялось, они должны были поститься без рыбы. Потому, ввиду этого указа многие из верующих, в том числе и я, позволяют себе такие облегчения в виде рыбы и других морских продуктов. По церковному канону икра - еще более допустима, чем рыба. Поскольку, когда писался Типикон (Типикон – церковно-богослужебная книга, содержащая порядок совершения церковных служб и правила постов. – УНИАН), о разных морепродуктах не было никаких свидетельств. (Думаю, там где его писали, с морепродуктами были незнакомы). Если там о морепродуктах ничего не написано, то на них нет запрета.
Последние пять лет я причащаюсь на Рождество. А уже второй год подряд причащаюсь перед тем еще и на Новый год. В ночь на Рождество я буду стоять Всенощную в удивительном Покровском храме XIX века с очень хорошими мозаиками. Я очень его люблю. С тех пор, как я крестился, на Рождество и на Пасху я всегда хожу на службы только ночью. Я в этих вопросах - человек, склонный к фанатизму. И вообще – я сова. Мне не тяжело не спать ночью, потому я очень люблю ночные службы. Больше всего на свете я люблю ночные службы в пещерах Киево-Печерской Лавры. Если уговорить наместника, то можно служить Литургию сразу же после двенадцатой ночи. Просто на это следует получить особое благословение.
Михаил Цымбалюк, губернатор Львовской области: МЫ ВОЗРОДИЛИ ТРАДИЦИЮ ПРИГЛАШАТЬ НА ПРАЗДНИКИ В ГАЛИЧИНУ ДЕТЕЙ С ВОСТОКА УКРАИНЫ
Кстати, мы на Западную Украину пригласили детей из Луганской и Донецкой области, которые живут в семьях Ивано-Франковской, Львовской и Тернопольской областей. Эта традиция была заложена в 90-х, а затем призабыта. В 2010 году мы ее возродили. А еще обязательно бываю в Почаевской Лавре. Это наша великая святыня, куда я всегда езжу, чтобы благодарить.
Ольга Герасимюк, народный депутат Украины (НУ-НС): ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПРАЗДНОВАЛИ ВО ЛЬВОВЕ, ТЕПЕРЬ ЕДУ В ГРУЗИЮ
Вообще на Полтавщине, где мы жили, учитывая казацкое прошлое нашего края, у советской власти были особые требования. Потому что там оставался дух свободы. Полтавщина до революции была златокупольна, туда особенно плотно селили наркомовские ячейки.
Я всегда помню вкус кутьи, и мой сын научился готовить кутью еще маленьким. Сочельник праздновали, даже когда жила в коммунальной квартире. Помню, как ни трудно жила, всегда готовила двенадцать постных блюд. Скажу честно, что почувствовав нехватку знаний об обрядности праздника, я брала книгу Воропая “Обычаи украинского народа” и пополняла свой багаж знаний и свое празднование. Последние годы я праздновала Рождество во Львове, а в этом году на сам Сочельник лечу в Грузию и буду праздновать там. Первый раз встречаю Рождество за пределами страны. Рождество особенное, это не просто новогодняя вечеринка, оно имеет глубокое содержание. Оно особенно не только в блюдах и в их периодичности, хотя традиция выстраивает человека, а в участии духа.
Елена Мигачева