Лет десять тому назад я отдыхала в Саках и произошел, на первый взгляд, незначительный, но запомнившийся случай.

Ехала от санатория на рынок, рядом у окна сидела хрупкая миловидная женщина лет тридцати пяти,  изящные черты лица выдавали в ней татарку.

Маршрутка  сделала крутой поворот, в окнах открылась панорама моря с висящими над ним облаками. «Как я люблю наши крымские облака!» - вдруг, глядя  в окно,  негромко произнесла соседка. Слова предназначались явно мне, поэтому я отклинулась: «А  что же в них особенного?» Она оживилась и повернулась ко мне: «Таких облаков нет нигде, таких красивых, самое главное – посмотрите, какие они низкие, от этого небо кажется намного ближе! Я жила в Самарканде,  была  в Москве и Санкт-Петербурге – таких облаков нет нигде, только в Крыму!»

Видео дня

Женщина засобиралась к выходу и вышла на подъезде к Сакам у дачного поселка, где, как я уже слышала, не только летом, а и зимой, жили приехавшие из Средней Азии татары, те, кому не «посчастливилось» получить землю для постройки дома.

Хорошее настроение и улыбка, вызванная встречей, не оставляли меня и вспоминались еще несколько дней. Подумалось: женщина - может врач, может высококлассная сестра  (садилась она тоже у санатория),  в любом случае – развитый человек с богатым духовным миром - вернулась на землю своих отцов и дедов, любимая профессия, живет в достатке  и счастлива от этого.

А потом я увидела ее в санатории – на аллее, где прохаживались у вечернего моря отдыхающие, она… продавала семечки, на следующий день на рынке днем – то же самое…

Она не работала врачом или медсестрой; явно высокообразованный человек, она  торговала семечками, потому что не могла найти другой работы в оживающих только летом Саках, но -  радовалась тому, что  живет на своей Родине, и любовалась ею.

…Потом я неоднократно бывала в Крыму и каждый раз видела  живущих там крымских татар – продавцов в магазинах и на рынках, хозяев, предоставляющих приют отдыхающим, и др. И всегда  отмечала  приветливость этих людей, трудолюбие и целеустремленность (казалось, они готовы грызть зубами камни, чтобы построить дом для  своей семьи, вырастить и выучить детей), отсутствие «понтов»  и стремления к показной роскоши (хозяин, у которого мы жили в Судаке в доме стоимостью по меньшей мере в миллион долларов, ходил в таких тертых штанах и ездил на таком стареньком «жигуле», что если бы кто такой же  просил милостыню в Киеве – кинула бы, наверное,  гривню), но главное - всегда поражала их любовь к своей земле, поражало то, как они обихаживают каждый клочок, доставшийся им.  И как это отличается от поведения многих украинцев-селян, продающих свою, доставшуюся им при распаевке колхозов, землю за квартиры, а еще хуже – за иностранные авто.

…В эти майские дни, когда крымские татары отмечали 66-ую годовщину сталинской депортации,  я снова вспомнила маленькую женщину из сакской маршрутки, которая  ТАК рассказала мне о своей любви к крымским облакам,  что это давало и дает мне силы преодолевать свои проблемы, и подумала:  может народу Украины крымские татары даны Богом для того, чтобы напоминать об истинных ценностях, напоминать о том,  как надо любить свою землю, свою страну, чтобы не сдавать ее ни за  импортные железки, ни даже за газ?

Ольга Милюхина