Королевская обсерватория в Гринвиче / фото Kjetil Bjørnsrud / wikipedia.org

Королевская обсерватория в Гринвиче вновь займется изучением звездного неба - после 60-летнего перерыва.

Новые телескопы были установлены в Альтазимутальном павильоне. Это недавно отреставрированное здание, построенное в конце XIX века, является памятником архитектуры, пишет Би-Би-Си.

Объект будет носить имя Энни Маундер - одной из первых женщин в научном коллективе Гринвичской обсерватории. Она получила известность благодаря своим работам по исследованию Солнца.

Новым оборудованием смогут воспользоваться как ученые-астрономы, так и любители, в том числе школьники.

Королевская обсерватория в Гринвиче была основана в 1675 году по распоряжению Карла II. Она занималась составлением карт звездного неба для ориентирования мореплавателей.

Читайте такжеТелескоп Хаббл может стать первым музеем на орбите

Научной деятельностью обсерватория занималась почти триста лет, до 1957 года, после чего было решено перенести работу в сельскую местность из-за лондонского смога и светового загрязнения. Но поскольку теперь воздух стал чище, а технологии значительно продвинулись, у астрономов вновь появилась возможность получать качественные снимки звездного неба непосредственно из британской столицы, рассказал сотрудник обсерватории Брендан Оуэнс.

"Решить проблему смога мы можем с помощью узкополосных светофильтров. Также сейчас существуют новые методы обработки изображения. Мы можем фотографировать с очень высокой частотой кадров и использовать наиболее четкие из них, чтобы получать конечный результат. Эта методика получила название "фото на удачу", - объяснил астроном.

Астрографический телескоп "Энни Маундер" объединяет в себе четыре инструмента: в его основе находится телескоп системы Шмидта-Кассегрена с апертурой 35,5 см, окруженный тремя рефракторами меньшего размера.

Новый телескоп в Королевской обсерватории в Гринвиче / фото facebook.com/royalmuseumsgreenwich

С его помощью можно изучать Солнце и планеты Солнечной системы, а также далекие звезды и планетарные туманности.

Особенно примечательна способность системы вести наблюдение за Солнцем - поскольку именно его изучению посвятила много лет Энни Маундер.

Маундер - одно из незаслуженно забытых имен британской астрономии. Она поступила на службу в Гринвичскую обсерваторию в 1891 году в качестве "леди-калькулятора" - так тогда называли женщин, помогавших своим коллегам-мужчинам с вычислениями.

Однако вскоре она сама стала экспертом в изучении небесных светил и в сотрудничестве со своим супругом Уолтером сделала несколько выдающихся открытий в изучении циклов солнечной активности.

В силу особенностей того времени вся слава от этих открытий досталась Уолтеру. И лишь недавно ее вклад в их совместную работу был оценен по достоинству.

"Она работала в коллективе Гринвича до 1895 года, после чего ей пришлось уволиться. По правилам того времени, занимать должность на госслужбе могли лишь незамужние женщины, - объясняет куратор обсерватории Луиза Девой. - Но она продолжила научную деятельность, в частности, в сотрудничестве с Британской ассоциацией астрономов. Она вернулась в Гринвич добровольцем во время Первой мировой войны, поскольку большая часть работавших там астрономов-мужчин ушли на фронт".

"Новый телескоп позволит получать прекрасные фотографии Солнца, - уверяет доктор Девой. - В нем установлен специальный Hα-светофильтр для наблюдения за солнечной активностью, например, солнечными вспышками".