С начала полномасштабного российского вторжения общая сумма донатов на нужды Вооруженных Сил Украины достигла около 100 миллиардов гривень. Из этой суммы более половины украинцы прислали на счета различных благотворительных фондов.

Наиболее популярным каналом донатов на нужды армии стал спецсчет Национального банка, куда перевели 25 миллиардов. Далее идет фонд United24 с показателем более 12 миллиардов гривень. Один из самых авторитетных фондов, который активно помогает армии еще с 2014 года – "Вернись живым" - с начала большой войны собрал около 7 миллиардов гривень, а фонд Сергея Притулы - более 4 миллиардов.

Помогают украинским защитникам далеко не все

В то же время, в конце июля, после многочисленных скандалов с коррупционными тендерами столичные власти одним волевым решением решили "отмыться" от негатива и радикально увеличили финансирование городской программы "Защитник Киева" - направленной на удовлетворение потребностей воинских частей столицы. Если в начале года в городском бюджете на нее предусматривалось лишь около 1 миллиарда гривень, то уже в конце июля "неожиданно" нашлось дополнительных 4 миллиарда. А эта сумма соразмерна с количеством донатов, собранных самыми популярными украинскими фондами.

Городской совет Днепра, тем временем, одним из первых в стране запустил программу закупки дронов на нужды ВСУ, потратив на это около миллиарда гривень.

Впрочем, помогают украинским защитникам далеко не все. Местные советы продолжают тратить миллиарды на дорожные работы (что важно, но не в таких масштабах, как сегодня, учитывая то, что обалдевшая ракета может в любой момент испортить только что отремонтированное покрытие), озеленение территорий и закупку абсолютного хлама по откровенно завышенным ценам (чтобы, конечно, разницу положить в свой карман). Все помнят барабаны, овощерезки, беговые дорожки и другие "критически важные" во время войны.

Если верить премьер-министру Денису Шмыгалю, местные бюджеты на сегодня накопили уже более 150 миллиардов гривень

Сколько тысяч дронов, качественных турникетов, автомобилей, средств разведки и огневого противодействия можно было приобрести за эти средства и, тем самым, спасти жизни защитников Украины, которые постоянно испытывают недостаток необходимого оборудования на фронте?

Если верить премьер-министру Денису Шмыгалю, местные бюджеты на сегодня накопили уже более 150 миллиардов гривень на своих счетах. Конечно, значительная часть из этих средств может понадобиться на поддержание нормальной работы коммунальных предприятий той или иной громады, которые из-за невозможности повышения тарифов и непутевого управления едва сводят концы с концами. В то же время, излишек из востребованной для поддержания жизнедеятельности областей суммы – отнюдь не пойдет на усиление обороноспособности государства. Хотя, как это ни парадоксально, он получен местными бюджетами именно из-за войны: его сформировали преимущественно налоги с выплат мобилизованным жителям.

Складывается впечатление, что подавляющее большинство чиновников разного толка после отражения первой волны вражеского нашествия живет в параллельной вселенной, где все по старинке

И если в мирные времена факт "распила" бюджетных средств местными "царьками" раздражал, но кое-где, когда те не слишком заигрывались, на него можно было закрыть глаза, то сейчас, когда мы воюем за сохранение украинской нации как таковой, каждая недополученная фронтом гривня может иметь катастрофические последствия. Особенно, если эта гривня тем же фронтом и добыта.

Сегодня перед нами встает классический вопрос: "Быть или не быть" украинской сплоченности ради достижения победы. Народ дал на него четкий ответ еще в первые дни войны. Однако создается впечатление, что подавляющее большинство чиновников разного толка после отражения первой волны вражеского нашествия живет в параллельной вселенной, где все по старинке, лишь иногда приходится прятаться от российских ракет или иранских дронов.

Если вспомнить последние тендеры на Prozorro, можно сделать вывод, что почти каждая область (за исключением тех, кому сейчас труднее всего: Херсонской, Харьковской, Николаевской, Запорожской), по грубым подсчетам, сэкономив на менее приоритетных расходах (как, например, восстановление сельского стадиона в Волынской области за 72 миллиона), могла бы безболезненно направлять на нужды фронта не менее 1,5 миллиардов гривень в год. Если обобщить по всем украинским областям (кроме прифронтовых и временно оккупированных) – получим цифру 27 миллиардов! Это даже больше, чем за полтора года большой войны накопил Нацбанк на своем спецсчете на нужды ВСУ!

Однако безболезненно это было бы только для населения - семейные бюджеты чиновников и их партнеров, конечно, от этого ощутимо похудели бы. пришлось бы отложить покупку очередной квартиры, а кому-то - даже сэкономить на "рабочей командировке" на экзотические острова. Грусть…

Все говорит о том, что враг готовится вести войну годами, для чего уже перевел собственную экономику на военные рельсы: наращивает работу оборонных предприятий и увеличивает собственное производство дронов, ракет и другой техники. Вряд ли нужно объяснять, что ресурсные возможности России до сих пор значительно превышают украинские, даже несмотря на наложенные санкции. И не стоит ожидать, что цивилизованный мир будет эту разницу компенсировать за собственный счет пожизненно.

Нашим чиновникам необходимо наконец понять, что, если не изменить собственный образ мышления - война продлится очень долго. Отнюдь не "2-3 недели", и не до конца 2023-го – уже сейчас, по реалистичным прогнозам, счет идет минимум на несколько лет. А протянут ли столько времени наша армия и экономика при условии постоянного высасывания средств из государственной "сиськи" не на первоочередные нужды - большой вопрос.

Необходимо наконец окончательно сконцентрироваться на главном – поддержке фронта и военных. Уже даже представители центральной власти, испытывая нарастающий народный гнев, начали хило реагировать на требование общества положить конец дерибану.

Теперь очередь за местными властями, которые должны наконец вернуться в реальный мир.

Дмитрий Шварц