В Украине национализируют российские активы / фото НГЗ

Согласно принятому Закону "Об основных принципах принудительного изъятия в Украине объектов права собственности Российской Федерации и ее резидентов", объекты права собственности Российской Федерации и ее резидентов - движимое и недвижимое имущество, средства, вклады в банках, ценные бумаги, корпоративные права и другое имущество (активы), которые находятся (зарегистрированы) на территории Украины и непосредственно или через аффилированных лиц принадлежат Российской Федерации и ее резидентам должны быть национализированы (безвозмездно изъяты).

Стоит отметить, что не существует никаких сложностей с нахождением объектов права собственности (компаний, недвижимости и других активов), которые подлежат принудительному изъятию (национализации) – вся необходимая информация о владельцах имущества и конечных бенефициаров компаний находится в соответствующих государственных реестрах. А свидетельством того, что этот процесс, хоть и не мгновенный (сначала Кабинетом министров составляются перечни активов, затем решение СНБО, указ президента), но вполне достижим, есть информация, что Укрзализныця начинает национализацию 15 тысяч российских вагонов, которые принадлежат компаниям 250 (находящихся в Украине), среди которых ВЭБ-Лизинг, ВТБ-Лизинг, Газпромтранс, ГТЛК, Сбербанк Лизинг. 

Конечно, эти вагоны физически находятся на территории Украины, поэтому оформление юридических процедур, даже если займет время, не будет препятствовать Укрзализныце использовать их для нужд военного времени. 

Видео дня

Сам закон определяет возможность обжалования принудительного изъятия в суде, поскольку Украина - правовое государство, и каждый из актов власти может быть обжалован. Однако обжалование процесс изъятия не прекращает. 

Напомню, что изъятие объектов права собственности РФ и ее резидентов осуществляется без какой-либо компенсации (возмещения) их стоимости, учитывая полномасштабную агрессивную войну, которую Россия развязала и ведет против Украины и украинского народа. А вот если речь заходит о вероятности обращения РФ или ее резидентов в международные суды, то такую перспективу следует рассматривать в контексте того, какие акты принимает сама РФ о фактической национализации активов ведущих международных компаний. 

Изъятие объектов права собственности РФ и ее резидентов осуществляется без какой-либо компенсации их стоимости

Из РФ уже "ушло" большое количество брендов и компаний. Таким образом они продемонстрировали свое отношение к кровавой войне в Украине. Поэтому российские власти уже заявили о национализации имущества компаний, которые решили прекратить свой бизнес в РФ, и даже ареста их руководства. Разумеется, такие меры невозможно будет применить к импортерам, например люксовых брендов или, например, корпорации Google. Но для тех предприятий, которые имеют производственные мощности и другие активы в РФ, это может быть очень больно. 

Механизм, который планируют применить в РФ в отношении компаний, которые массово покидают страну, заключается в том, чтобы перехватить у них управление, передав их госкорпорации ВЭБ и Агентству по страхованию вкладов (АСВ), а затем трансформировать бизнес в новую организацию и продать на открытых торгах. Удивительно, но российские власти правильно посчитали, что вряд ли кто-то из адекватного бизнеса - отечественного или иностранного - захочет купить такой актив. Поэтому покупателем будет государство. Конечно, российские власти не учитывают тот факт, что бизнес-связи, бренды, базы поставщиков и потребителей не передаются и не "переупаковываются", как в сырьевом бизнесе. Но введение внешнего управления направлено, в первую очередь, на попытку сохранить рабочие места. Ведь специалисты предсказывают потерю россиянами, минимум, 100 тысяч рабочих мест с последующим эффектом домино. 

Однако все это нельзя даже близко сравнить с катастрофическими последствиями кровавой войны в Украине для миллионов украинцев, бизнеса и разрушенной инфраструктуры нашей страны. 

Возможно ли расширение действия закона о принудительном изъятии на других российских резидентов - юридических и физических лиц, которые не связаны напрямую или опосредованно с государством-агрессором? В действующей редакции закон не касается имущества, которое им принадлежит. Так, согласно, россияне - владельцы активов, могут пока "выдохнуть": их собственность пока не будет подпадать под критерии национализации, которые определены в законе. 

Также стоит отметить, что таких активов в Украине достаточно много, некоторые россияне годами живут и работают в Украине, имеют вид на жительство, бизнес, обеспечивают рабочие места, выработку продукции и тому подобное. Поэтому, имею смелость заявить, что если национализация будет распространяться и на такие активы, целесообразно рассматривать механизмы первоочередного именно введение внешнего управления, для того, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование такого бизнеса. Например, россиянин имеет в собственности сельскохозяйственное производство (компанию, недвижимость, оборудование). И если будет начата процедура национализации (а она не один день продлится), такое производство будет парализовано, работники не смогут работать. То есть, это не ситуация с вагонами, которые сразу переходят в фактическое владение Укрзализныци. 

Поэтому, если бизнес, который должен быть национализирован, связанный, например, с сельскохозяйственным циклом, то не вовремя проведения посевной умножит на ноль стоимость таких активов. Это стоит учитывать. 

Екатерина Струкова, адвокат Stron Legal Services