Игры от внутренних студий Microsoft / фото klobrille

The Elder Scrolls, Fallout и Doom. Что ждет бренды Bethesda под руководством Microsoft

10:00, 03.10.2020
15 мин.

После того как Microsoft за $7,5 миллиарда купила издателя Bethesda, поклонники стали переживать за судьбу любимых игровых серий. Превратятся ли The Elder Scrolls и Doom в ширпотреб или прославятся еще сильнее? О последствиях такой сделки и пойдет речь в этом материале.

Недавно Microsoft просто ошарашила всех, кто интересуется игровой индустрией. Корпорация объявила о покупке ZeniMax Media, материнской компании издательства Bethesda Softworks, за $7,5 млрд. Как результат, она получила в свое владение множество именитых студий и целый ворох известнейших франшиз.

Все самые важные бренды Bethesda / фото news.xbox.com

Вот список главных франшиз, которые достались Microsoft:

  • The Elder Scrolls;
  • Fallout;
  • Doom;
  • Wolfenstein;
  • Dishonored;
  • Prey;
  • The Evil Within;
  • Starfield;

Громкую сделку сразу же принялись обсуждать в сети. И большинство разговоров сводилось к вопросу: что будет с брендами Bethesda. Как Microsoft решит распорядиться ими? Можно ли ожидать качественных одиночных игр? Или же издательство продолжит свой путь в многопользовательский сегмент рынка. Официальных ответов пока либо нет, либо они слишком туманны. Именно поэтому мы решили окунуться в тему, чтобы подробнее обрисовать ситуацию. 

Видео дня

Просто бизнес

По мнению аналитиков, $7,5 млрд — это слишком мало за всю ZeniMax Media. Они утверждают, что столько стоят одни только бренды The Elder Scrolls и Fallout. Возможно, это правда, но она не имеет значения, ведь условия сделки уже оговорены. И пускай ZeniMax действительно досталась Microsoft задешево, но $7,5 млрд хватило, чтобы установить рекорд в рамках индустрии. В преимущественном большинстве сделок на игровом рынке такое количество средств и близко не фигурировало.

Конгломерат Embracer Group в этом году приобрел авторов Metro Exodus за $35 млн / store.playstation.com

Приобретения тех или иных компаний, специализирующих на интерактивных развлечениях – это, кстати, не редкость. Подобные покупки происходят каждый год. Чаще всего платформодержатели и другие издательства расширяют свой состав за счет независимых студий разработчиков. Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть новости о финансовых сделках в игровой индустрии за 2020 год. Среди них читатель увидит информацию о приобретении украинской студии 4A Games конгломератом Embracer Group. Точно так же издательство Bandai Namco купило Reflector Entertainment, а tinyBuild — Dynamic Pixels. Однако результаты подобных сделок бывают самыми разнообразными — как положительными, так и весьма печальными.

К первым можно отнести договор между Electronic Arts и Respawn Entertainment. ЕА любят называть корпорацией зла, однако студия Винса Замплеллы процветает в составе издательства. Она выпустила великолепную королевскую битву Apex Legends и первую за долгие годы одиночную игру во вселенной «Звездных войн» Star Wars Jedi: Fallen Order, которая тоже получилась весьма качественной. А сейчас, судя по слухам и утечкам, Respawn разрабатывает Titanfall 3 и вторую часть «Падшего Ордена». То же самое касается и Treyarch, которая с 2001 года в составе Activision трудится над новыми частями Call of Duty. Можно также вспомнить Monolith и Warner Bros., которые продолжают прекрасно сотрудничать и уже успели подарить миру Shadow of Mordor и Shadow of War.

Star Wars Jedi Fallen Order –  одна из лучших одиночных игр прошлого года / скриншот

К сожалению, отрицательных примеров тоже хватает. Здесь уместно вспомнить приобретение легендарного коллектива Westwood издательством Electronic Arts. После череды провалов команду, отметившуюся множеством культовых стратегий, распустили. С BioWare ситуация получше, так как студия продолжает существовать, но свою репутацию она полностью растеряла, причем тоже в составе ЕА. А самым очевидным отрицательным примером служит слияние Activision и Blizzard Entertainment. Из последней после заключения сделки ушли многие талантливые разработчики, ведь началось давление со стороны «старшего брата». Как результат, сейчас уже мало кто верит, что студия выпустит очередной шедевр.

Мы за творчество

В свое время Nicrosoft купила создателей Minecraft за $2,5 млрд / фото Mojang Studios

Microsoft в прошлом тоже нередко распускала приобретенные команды разработчиков. К таковым относятся создатели Fable и Age of Empires — Lionhead Studios и Ensemble Studios соответственно. Однако это была политика игрового подразделения корпорации еще до прихода Фила Спенсера на пост руководителя. Он сумел переформатировать работу всего коллектива Xbox, как структуры внутри Microsoft и сформировать жизнеспособную стратегию. Примерно в тот же момент корпорация начала постепенно приобретать разнообразные студии. Первой стала Mojang Маркуса Перссона вместе со всемирно известной Minecraft. Следом отправились inXile Entertainment, Ninja Theory, Obsidian Entertainment, Playground Games и многие другие. Все они стали частью Xbox Game Studios, под которой объединены внутренние команды разработчиков Microsoft.

Провальный запуск Xbox One больно ударил по бренду Xbox и игровому подразделению, в частности. Филу Спенсеру пришлось приложить колоссальные усилия, чтобы заручиться поддержкой главы Microsoft, Сатьи Наделлы, и начать постепенно восстанавливать репутацию. Благодаря своему энтузиазму он добился немалых успехов, но впереди еще долгий путь, а на вершине маячит Sony со своим лидером консольного рынка PlayStation. Именно поэтому Xbox, как игровое подразделение, всеми силами пытается казаться хорошим, открытым и честным со своей аудиторией. Оно и ПК-сегмент начало поддерживать, и собственные проекты в Steam выпускать, и о региональных ценах не забывает, и новые рынки старается осваивать. Даже выразило желание выпустить в ближайшем будущем консоли Xbox в Украине. Правда пока это только намерения.

Подписка Game Pass доступна и на ПК / скриншот

К своим внутренним студиям разработчиков Microsoft пытается тоже относиться лояльно. По крайней мере, такое впечатление создается по официальным комментариям и заявлениям руководителей этих команд. Ни один из приобретенных коллективов не стал резко менять свою деятельность. Ninja Theory создает продолжение тепло принятой геймерами Hellblade, Obsidian анонсировала RPG ААА-уровня – Avowed, а InXile трудится сразу над двумя ролевыми играми. Конечно, о качестве упомянутых проектов будем судить после релиза, но тенденция складывается благоприятная. На это намекают и слова старшего дизайнера Брайана Хейнса из Obsidian. По его заявлениям, Microsoft приобретала студию со словами: «Мы совершаем покупку, чтобы вы могли дальше делать игры и не собираемся ничего менять». И с Bethesda корпорация, скорее всего, будет держаться похожим образом. Ей на руку разговоры разработчиков о том, как же хорошо создавать игры под руководством Microsoft. То есть существует большая вероятность, что команды Bethesda получат определенную творческую свободу. А она, как показывает практика, нужна им для создания изумительных интерактивных развлечений.

Avowed – новая RPG  от Obsidian / скриншот из трейлера

До 2018 года Bethesda старалась занять в игровой индустрии нишу одиночных блокбастеров. Компания давала своим внутренним студиям возможность создавать то, что они пожелают. Вот так на свет родились Dishonored, Wolfenstein: The New Order, The Evil Within и DOOM. Две последние окупились и принесли прибыль, а вот первые провалились. Но даже тогда Bethesda продолжала доверять разработчикам и не пыталась навязывать им какие-то идеи. Именно поэтому они принялись создавать сиквелы все тех же Dishonored, Wolfenstein и The Evil Within, а еще перезапустили Prey. И шутка ли, но ни одно из продолжений не смогло стать хоть сколько-то успешным. Да, их похвалили критики и обожают фанаты, однако деньги от этого течь рекой не стали. Вот тогда Bethesda сломалась и начала следовать тенденциям рынка — выпустила кооперативную Wolfenstein: Youngblood, мобильную «доильню» The Elder Scrolls: Blades и со всех сторон корявый Fallout 76.

Весь описанный путь показывает, что коллективы издательства способны создавать настоящие однопользовательские хиты и поистине уникальные проекты, которые сейчас позарез нужны индустрии, тонущей в нашествии мультиплеерных игр. Если Microsoft даст хотя бы частичную творческую свободу каждой из приобретенных компаний, то пользователи увидят и новый DOOM, исправляющий ошибки Eternal, и Dishonored 3 и, возможно, даже The Evil Within 3. При грамотном продвижении они способны выстрелить, ведь как бренды, упомянутые серии уже давно состоялись. Главное, не экономить на маркетинге, как это делала Bethesda. Реклама, а точнее ее отсутствие, и стало одной из главных причин провала Dishonored и Wolfenstein: The New Order.

Лидер по подпискам

Game Pass – основа политики Microsoft в сфере интерактивных развечений / скриншот

Есть и еще одна причина, почему под брендами Bethesda станут выходить качественные флагманские проекты. Она называется Xbox Game Pass. Этот подписочный сервис — один из столпов политики Microsoft в игровом сегменте. В его продвижение вкладываются огромные средства, ведь в перспективе площадка сможет приносить большую прибыль. Ее аудитория уже составляет 15 миллионов человек, и в будущем станет только увеличиваться. Все потому, что в сервисе постоянно появляются интересные проекты, в том числе новинки. Однако покупать их релиз в Game Pass у сторонних издателей слишком дорого, поэтому Microsoft сделала ход конем. Уже довольно давно корпорация на релизе выпускает все свежие творения внутренних команд в личном подписочном сервисе. Тактика работает, и в будущем она не изменится. То есть с наполнением и разнообразием у Game Pass порядок, но ему нужны хиты — флагманские игры, которые смогут завлекать широкую аудиторию. Они должны отличаться высочайшим качеством, чтобы геймеры сразу захотели приобщиться к таковым проектам и параллельно вспомнили о подписочном сервисе Microsoft, где это можно сделать за $10 в месяц.

Скорее всего, примерно такими же мыслями руководствовалась корпорация, когда покупала творческие коллективы, которые успели себя хорошо зарекомендовать. В будущем она сможет меньше тратиться на сторонние проекты для Game Pass и вкладывать больше денег в разработку собственных игр. Они будут повышать привлекательность подписочного сервиса и параллельно продаваться на ПК и Xbox. Два пути заработка — двойной профит.

Зарабатывать тоже нужно

Sea of Thieves превратилась в хорошую игру, но на релизе все было плохо / скриншот

Все вышеописанное звучит, как сказка. Складывается впечатление, что Bethesda попала в рай и теперь будет выпускать одни шедевры под известными брендами, а также создавать новые прорывные франшизы. Вы тоже так подумали? Тогда давайте разбавлять весь этот слащавый мед отборнейшим дегтем. Microsoft действительно нужно продвигать Game Pass с помощью имиджевых проектов, и она дает определенную творческую свободу разработчикам, но лишь «определенную». Корпорация старается зарабатывать на интерактивных развлечениях, поэтому не стесняется запускать нелюбимые многими игры-сервисы. Причем далеко не всегда они получаются качественными. Forza Horizon 4, например, выстрелила, а та же Sea of Thieves на релизе смотрелась обрубком без контента. Rare пришлось еще год трудиться, чтобы создать из нее конфетку. Деньги Microsoft позволяют это делать, но практика сомнительная.

Скорее всего, Bethesda ждет та же участь. Наряду с релизом всяких имиджевых проектов, издательство будет выпускать творения для заработка средств, только теперь под чутким руководством Microsoft. Например, компания возьмет и в очередной раз перезапустит Quake, сделав новый многопользовательский арена-шутер. Плохо ли это? Пока сказать сложно.

Quake Champions провалилась, и серию нужно снова перезапускать / фото store.steampowered.com

Создавать качественные игры-сервисы тяжело, плюс ко всему рынок уже давно перенасыщен. Но Microsoft гарантированно будет пытаться его освоить с новыми произведениями. Если они провалятся, каким-то коллективам Bethesda могут урезать финансирование, а их репутация, как и самой корпорации, пострадает. С другой стороны, если запускать их грамотно и одновременно с масштабными одиночными релизами, то все должно быть хорошо.

Больше — лучше!

Немного дегтя добавили, а теперь ловите основную порцию. Xbox Game Pass хоть и смотрится выгодным предложением для пользователей, но у него есть один изъян. Чтобы подписочный сервис оставался актуальным, его нужно постоянно поддерживать новинками. И как говорилось выше, приобретать их у сторонних издательств и компаний дорого, а старые произведения не слишком-то сильно привлекают аудиторию. Так как же выйти из ситуации? Правильно, поручать своим студиям создавать маленькие, нишевые и далеко не всегда качественные творения. Лучшие примеры здесь — это Bleeding Edge от Ninja Theory, Grounded от Obsidian и Battletoads от никому не известной британской команды Dlala Studios.

Новые Battletoads вышли неудачными / скриншот из трейлера

Конечно, при выпуске этих проектов разработчики всегда твердили одно: у нас возникла идея, мы сами захотели ее реализовать, в проект не вкладываются большие деньги и над ним работает маленький внутренний коллектив. А потом авторы всегда добавляли что-то в духе «это только один проект из многих, которые находятся у нас в производстве». В последнее можно поверить, а вот остальные заявления выглядят сомнительными. Такие игры нужны Game Pass, ведь создают видимость регулярного наполнения сервиса. И раз через раз они получаются неказистыми и даже провальными. Те же Bleeding Edge и Battletoads служат этому отличным доказательством. «Боевые жабы», кстати, франшиза известная и почитаемая среди олдов. Тем не менее, ее отдали на растерзание детской стилистике и неудачным геймдизайнерским решениям со стороны Dlala Studios, а значит — похожим образом могут поступить и с брендами Bethesda. Сценарий, когда id Software начинает на быструю руку создавать спин-офф DOOM силами 15-20 человек, вполне реален. Microsoft не боится провалов, ведь у нее есть место, куда можно и нужно впихнуть разные игры, и имя ему Game Pass.

Родственные связи

А завершим, пожалуй, еще одним маленьким плюсом. Наличие 23 студий в составе Microsoft позволяет реализовать разнообразные коллаборации. Самая явная из них — Fallout: New Vegas 2, о которой раньше фанаты могли только мечтать. Теперь же продолжение культовой игры стало реальностью. Microsoft ничего не мешает взять бренд и поручить Obsidian совместно с Bethesda Game Studios создавать сиквел.

Общая структура игрового подразделения Microsoft / скриншот

Различных совместных проектов можно придумать еще много. У Halo Infinite проблемы? Снаряжаем id Software в помощь. Где-то завалялась франшиза, из которой можно создать качественный immersive sim? Передаем ее Arkane. Такие коллаборации гарантировано будут, и нужно только подождать два-три года, чтобы о них начали объявлять.

Печальные новости для владельцев консолей PlayStation и Nintendo

Шестая часть легендарной The Elder Scrolls выйдет не раньше 2024 года / скриншот из трейлера

Выводы начнем делать с грустной ноты для пользователей PlayStation 5 и Nintendo Switch. Они о флагманских проектах от Bethesda и внутренних коллективов издательства могут забыть. Все аналитики сходятся во мнении, что Microsoft, потратила $7,5 млрд не для выпуска TES VI, DOOM и Starfield на платформе конкурента. Какие-то игры-сервисы, создающиеся исключительно для заработка, могут появиться на PS5 и Switch. Остальные выйдут только на ПК и Xbox. И вот эти «остальные», скорее всего, будут качественными играми. Под чутким руководством Microsoft Bethesda не нужно гнаться за сумасшедшей прибылью и пытаться формировать свою стратегию. Она уже есть у материнской компании, и остается только четко следовать намеченному пути. Думаю, коллективы издательства получат частичную творческую свободу и станут радовать сообщество хитами. А параллельно их серии будут использовать для наполнения Game Pass небольшими проектами и создания игр-сервисов для заработка средств. И если наш прогноз оправдается, то Bethesda сможет восстановить свою растоптанную репутацию.

Назар Степорук

Новости партнеров
загрузка...
Мы используем cookies
Соглашаюсь