Почему предложения Украины по миру именно такие, как есть (и не могут пока быть другими)

19:43, 30.03.2022
16 мин.

Переговоры украинской и российской делегаций в Турции вызвали бурю общественного возмущения как в Украине, так и в России. Хотя на сегодня речь не идет ни о каком договоре. Пока озвучены только намерения, которые могут (или нет) остановить войну – а, если быть еще точнее – видение и предложения об этом от украинской стороны. Попытаемся объяснить, почему они именно такие, как было озвучено.

Во вторник, еще не успели закончиться брифинги сторон, как в информполе понеслась "зрада" о "сдаче национальных интересов". Причем украинцы посчитали, что переговорщики предают их, а россияне – что сливают их. Никто не обратил внимания, что цель нынешних переговоров – не принятие капитуляции одной из сторон, а прекращение боевых действий. В этом сейчас заинтересованы и Украина, и Россия.

Конечно, после месяца по большей части успешной героической обороны и регулярных телевизионных сеансов успокоения от Арестовича у кого-то уже могла возникнуть эйфория, впечатление, что Украина практически выиграла войну. Но до этого, мягко говоря, еще далеко. Россия еще не проиграла. Военные действия все еще ведутся на нашей территории, это российские танки пока, к сожалению, проводят какие-то сомнительные маневры неподалеку от Киева, а не ВСУ окружают Москву. И хотя рашисты хорошо отгребают от ЗСУ на многих участках фронта, инициатива в этой войне пока еще на их стороне. Хотя бы потому, что их танки ездят по нашей земле, их ракеты прилетают в наши дома, они воруют и убивают наших граждан, а не наоборот.

То, что наша делегация озвучила в Стамбуле – можно и стоит рассматривать как некую "дорожную карту", призванную остановить гибель украинцев и разрушение украинских городов прямо сейчас, в текущем моменте. К сожалению, как бы нам того не хотелось, это – не переговоры о капитуляции России. Может, кому-то такие слова неприятно читать, но это – необходимый холодный душ.

Видео дня

С другой стороны, тот факт, что на переговоры (еще и с уменьшением своих предыдущих хотелок) идут рашисты, означает, что и в России заинтересованы в изменении ситуации. План взять Украину нахрапом окончательно провалился, санкции разрушают экономику, российские потери в солдатах превышают украинские. Это – те обстоятельства, что, в свою очередь, подталкивают к переговорам уже Россию.

"У них все плохо и, может быть, даже больше, чем мы успеваем считать. Причем как по войне, так и по экономике", - подтверждает эту мысль политический эксперт, управляющий партнер Национальной антикризисной группы Тарас Загородний.

Большой провал Кремля?

Любопытно, что информационный фон вокруг обсуждения некоторых предложений Украины был воспринят "простыми россиянами" как тотальный провал Кремля. К примеру, заявление Минобороны РФ об отводе российских орков от Чернигова и Киева. Глаз радуется читать российские паблики: "За что же тогда погибли тысячи наших пацанов?", "Переговоры на таких условиях напоминают предательство!", "Вы нас за идиотов держите? Денацификация должна закончиться во Львове!"…

…Хотя, во-первых, это результат не дипломатических уступок Кремля, а – успешных действий украинской армии. Если внимательно следить за сводками ЗСУ, на этом направлении наши военные продемонстрировали рашистам, кто тут "вторая армия мира", а у РФ пошли на спад запасы кадыровцев и "боевых бурятов".

А, во-вторых, не стоит тешить себя надеждой, что временное отступление – это побег или полный отвод российских подразделений. По данным Генерального штаба ВСУ, враг хочет создать ложную иллюзию, что полностью отказался от замысла окружить Киев. Эти подозрения подкрепляет информация из Пентагона. "Мы считаем, что это перегруппировка, а не настоящий отвод… Это не значит, что угроза для Киева исчезла", - отметил представитель Минобороны США Джон Кирби.

Такого же мнения придерживаются в Минобороны Великобритании. "Российские части, понеся большие потери, были вынуждены вернуться в Беларусь и Россию для переформирования и пополнения запасов", - говорится в отчете ведомства. При этом, по мнению британцев, Россия, вероятно, продолжит компенсировать свои сниженные возможности наземного маневра с помощью массовых артиллерийских и ракетных ударов.

Наконец, как подозревают украинские генералы, перегруппировка может означать опасную для нас переброску сил из бесперспективного в плане взятия Киева в зону проведения ООС, на Донбасс, где положение оккупантов куда лучше.

Итак, с этими исходными становится лучше понятна логика украинских дипломатов, конструировавших проект мирного соглашения.

Крымская история

Любители "зрады" уже вовсю обсуждают, что, вынеся Крым "за скобки" на долгих 15 лет, о его возвращении можно будет забыть. Но тут, опять же, следует брать во внимание несколько моментов.

Никто не выносит тему Крыма "за скобки", Украина все восемь лет войны (кто забыл, Россия напала на нас не месяц назад) говорит об АРК, и во всем мире статус полуострова очевиден: Крым – это Украина.

"Совсем недавно мы слышали от россиян, что Крым не обсуждается вообще. Мол, Крым — "суверенная российская территория". А теперь у нас может быть зафиксировано, что Крым – территория, захваченная россиянами. Переговоры по Крыму — это продвижение вперед. Но это все ситуация по состоянию на сейчас", - надеется директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос.

По его мнению, если взглянуть на эволюцию требований рашистов, начиная с 24 февраля, то она идет в верном для Украины направлении. "Поэтому не нужно останавливаться. Нужно зафиксировать ситуацию и идти дальше. Через две недели ситуация будет иной. И будет зависеть от успехов нашей армии", - считает он.

Почему именно 15 лет? Сигналы из ЕС свидетельствую о том, что полностью избавиться от зависимости от российских энергоносителей страны Старого Света смогут примерно к 2027 году, лишив, таким образом, Москву львиной доли бюджетных поступлений. В купе с прочими санкциями (а наша сторона, как и Великобритания, надеется, что большая часть наложенных на РФ санкций сохранят свое действие даже после наступления мира в Украине), это должно привести к колоссальным социально-экономическим последствиям для России – и, возможно, даже создать угрозы целостности этой квазиимперии.

Кроме того, через 5-10-15 лет вести реальные переговоры (а не рассматривать одностороннее предложение Украины) по Крыму, вероятнее всего, придется уже с другим составом руководства России. Для которого вопрос размена оккупированной территории на нормализацию функционирования самой России может не иметь столь сакрального значения, как для бункерного маньяка.

Кстати, тем, кто считает, что украинское предложение по Крыму "недостаточно жесткое", уже ответил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, заявивший российской прессе, что вопрос Крыма подниматься не будет, так как позиция по полуострову в РФ не меняется – это "территория Российской Федерации", а судьбы таких территорий в Кремле не будут "обсуждать ни с кем".

REUTERS

Учитывая вышесказанное, можно предположить, почему Украина не пытается обсуждать восстановление международного права в отношении АРК здесь и сейчас – Кремль в принципе не хочет этот вопрос обсуждать, но – Путин не вечен, а время играет на нашей стороне. Санкции, даже без [пока что] полного эмбарго на нефть, продолжают делать свое дело.

К примеру, эксперт совета внешней политики "Украинская призма" Александр Краев обращает внимание: "Было озвучено, что Британия будет судить режим Путина по действиям, а не по словам… К счастью, мы снова наблюдаем мощную позицию Лондона. И, по сути, это именно тот паттерн, в котором мы хотели бы видеть поддержку наших союзников", - отмечает он.

В Старой Европе тоже постепенно начинают понимать, с кем имеют дело. Газовый шантаж Кремля привел к тому, что европейцы намерены постепенно отказаться от российского газа.

Кто знает, возможно, через 15 лет (а то и меньше!) Россия сама попросит забрать Крым обратно?

Искусство (не)возможного

Еще один вызвавший эмоции момент, озвученный в Стамбуле - "нейтральность" Украины. Причем это предложение на пути к миру нужно рассматривать не как буквальную готовность отказаться от евроатлантической интеграции, а с несколько других ракурсов.

Во-первых, нейтральный статус и отказ от курса на вступление в НАТО – ключевое условие самой России относительно мира в Украине. Без готовности к поиску компромисса с нашей стороны, российская делегация в принципе не сядет за стол переговоров. Поэтому, на сегодня мы просто декларируем, что готовы рассмотреть и такой вариант прекращения геноцида украинцев рашистами – но – в обмен на гарантии безопасности от международных партнеров, в частности, постоянных членов Совбеза ООН.

Обсуждать эту тему с Кремлем в другой тональности не позволяет хотя бы то, что Россия, напомним, еще не проиграла эту войну. Да, и проиграв ее на нашей территории, РФ может прекратить попытки вторжения в Украину лишь на короткое время, необходимое для зализывания ран, мобилизации и ремонта боевой техники – перед новой эскалацией. Надо помнить, что в нынешних реалиях руководству РФ интересно прекращать обременительные для россиян боевые действия, только представив внутренней российской аудитории это как свою "победу".

Именно по этой причине Украина делает дипломатический шаг навстречу агрессору, предлагая России стать одним из гарантов нашей безопасности – и это отнюдь не капитуляция, а всего лишь способ дать Кремлю возможность отползти из Украины, так сказать, сохранив лицо.

К тому же, озвученная в стамбульских записках "нейтральность" не помешает нашему желанию стать частью европейской семьи, а также формировать военно-политические "малые союзы", к примеру, с Великобританией и Польшей.

В-третьих, все понимают, что международный договор о гарантиях безопасности Украины не должен быть Будапештом 2.0, поэтому Украина хотела бы включить в него такие же нормы, как и в статье 5 Устава НАТО. Простыми словами, страны-гаранты нашей безопасности должны согласиться быть такими гарантами, ратифицировать соответствующий договор в своих парламентах и подтвердить, что в случае агрессии против Украины обеспечат режим "закрытого неба" и поставки вооружений.

Но тут вопрос в том, захотят ли потенциальные "гаранты" взять на себя обязательство, при необходимости, воевать с РФ. К примеру, Великобритания уже заявила, что рассмотрит запрос Украины о возможности стать гарантом ее безопасности, но отказывается взять на себя обязательства, которые имеют члены НАТО в рамках Альянса. "Мы не собираемся в одностороннем порядке повторять обязательства НАТО в отношении не членов НАТО", - заявил заместитель премьер-министра Великобритании Доминик Рааб.

"Тема безопасности и гарантий – красивая история. Но кто станет гарантом? Сколько стран проголосовало против российской агрессии? 141 страна? Вот, давайте их всех возьмем", - иронизирует Игорь Семиволос.

фото REUTERS

"Предполагаю, что украинское руководство действительно просто морочит голову россиянам. Если это так, я этому аплодирую… Единственно возможными и приемлемыми для Украины гарантиями безопасности могут быть только ракетные системы, размещенные на украинской территории, способные накрыть Москву и, таким образом, сдержать ее от нападения", - считает политический аналитик Института Евро-Атлантического сотрудничества Владимир Горбач.

И, через эту призму, просматриваются контуры более широкого замысла украинской дипломатии, реализовать который украинская сторона пытается через столь замысловатую конструкцию наших предложений о мире.

Время строить новую Украину

Собственно, если такая дипломатическая конструкция заработает, главное, что выиграет Украина – время. А это – жизни наших солдат и наших мирных сограждан.

"Предложения Киева вполне могут, в целом, устроить Путина. Но где именно пройдут границы между Западом и новым Востоком, будет решаться на Донбассе", - отмечает политолог-международник Максим Яли.

По его мнению, в краткосрочной перспективе, Россия может попытаться создать "новое Дебальцево", окружить и, по возможности, уничтожить основную группировку ВСУ, что "позволит Путину диктовать условия на будущих переговорах с Зеленским. "Эти переговоры рано или поздно состоятся. Возможно, уже в конце апреля. Путин наверняка хочет 9 мая превратить в ритуал победобесия в новой большой войне. Победобесие - 2.0. "Перегрузка"", - говорит Яли.

Впрочем, он напоминает, что мы все уже знаем, чем закончились планы промаршировать по Крещатику 27 февраля, в день "специальных операций". И Путин это знает тоже.

Вероятнее всего, именно потому в настоящее время Украина и готова концентрироваться на возобновлении территориального статуса-кво образца 23 февраля. Нам нужно – прекратить гибель наших людей и разрушение наших городов, восстановить, насколько это возможно, оборонную промышленность, начать, исходя из опыта, полученного в ходе последних пяти недель войны, производство, закупку и накопление определённых недостающих у нас типов вооружений и средств обороны и так далее – то есть, в срочном порядке делать так, чтобы потенциальная повторная попытка орды вторгнуться на нашу землю стоила бы ей еще дороже. Только это обстоятельство и может считаться адекватной гарантией нашей безопасности.

При этом, любое выигранное время будет на руку нам, но не врагу – если санкции сохранятся (особенно, технологической направленности), Россия уже не сможет восстанавливать, модернизировать и адекватно развивать свою потрепанную в Украине армию (например, единственный танковый завод в РФ остановился из-за санкций, ракеты и современные боевые самолеты производить без импортных комплектующих не получится – нечем будет заменить уже сбитое, взорванное и сожженное украинцами).

По словам директора политических программ аналитического центра "Украинский институт будущего" Юрия Романенко, в отличие от действительно провальных Минских соглашений, сейчас речь совсем о другом.

Во-первых, наша сторона больше не принимает никаких российских хотелок, позволяющих контролировать государство Украина через его институты, в которых Россия хотела бы иметь рычаги влияния.

"Исчезли требования по демилитаризации и денацификации. Первое было самым важным, потому что мы понимаем, что вопрос укрепления обороноспособности через развитие ВПК и армии – ключевой, ведь все наши "партнеры" показали цену "партнерства". В прямом смысле этого слова", - говорит Романенко.

Во-вторых, Россия в целом идет на эти переговоры, так как ее принуждают европейцы, Китай, Турция, которым не нужна кровавая авантюра Путина.

"Россия ошиблась в оценке глобальных рисков аферы, устойчивости Украины и долговременных последствиях. В перспективе пяти месяцев сложное производство в России будет остановлено из-за санкций. Поэтому Путин не может не считаться с последствиями. Россия в принципе идет на переговоры, потому что стратегически ее ситуация безвыходная", - отмечает он.

Однако стратегия – дело долговременное. А, пока боевые действия продолжаются и прекращения огня нет – и всех гуманитарных коридоров нет, и обмена пленными почти нет, и репрессии россиян на оккупированных территориях продолжаются, и продолжаются грабежи, изнасилования, убийства… Потому мы и вынуждены говорить с россиянами.

"Следующие две недели дадут понимание, был ли нынешний разговор серьезным или это просто наброски, которые навсегда останутся в памяти просто как "записки из Стамбула"", - говорит эксперт по международной политике аналитического центра "Украинский институт будущего" Илия Куса.

Исход этих двух недель в значительной степени зависит от действий украинских воинов, практической военно-технической помощи западных партнеров, новых уровней вводимых цивилизованным миром в отношении России санкций и так далее. Однако, в настоящий момент у Украины недостаточно аргументов, чтобы, даже через две недели, ужесточить собственные предложения или придать им характер требований.

Такими аргументами могли бы быть: крылатые ракеты большой дальности, противокорабельные ракеты, ударные самолеты, современные средства противоракетной обороны, новые танки и артиллерийские системы, а также полное нефтегазовое эмбарго в отношении РФ. Увы, пока наши партнеры не готовы нам эти аргументы обеспечить.

…Тем не менее, вероятность, что через две недели Россия будет вынуждена принять предложения Украины (возможно, с какими-то ответными своими), и согласится на прекращение боевых действий, есть.

Но даже при этом исходе, зная неадекватность соседа, Украине немедленно следует начинать накапливать силы и ресурсы для повторной оборонной войны. И лишь если мы к ней будем готовы угрожающе [для РФ] хорошо, орки побоятся к нам лезть.

Вот потом и к вопросу НАТО можно будет вернуться.

Михаил Ганницкий, Татьяна Урбанская, Анастасия Светлевская

Новости партнеров
загрузка...
Мы используем cookies
Соглашаюсь