The Guardian: Ручной "оппозиционер" России готовит новую революцию в Сирии

Москва платит отрядам одного из лидеров оппозиции, который хочет выгнать Асада и "иностранных захватчиков".

В Сирии Ахмед аль-Авда - уникальный деятель. Бывший командир оппозиционных сил теперь "на зарплате" у российских союзников Башара Асада.

Для одних он предатель, который заключил сделку с режимом, когда его родная провинция Дара отошла под власть Асада два года назад. Для других 38-летний главарь - до сих пор революционер, который теперь обещает восстановить раздробленную оппозицию в Сирии.

"Наше возвращение как одна структура и одна армия защитит всю Сирию", - провозгласил он на похоронах в прошлом месяце с легкой уверенностью того, кто привык к ответственности.

"Мы не остановимся и не сложим оружие, пока не одержим победу. Битва только началась", - цитирует его словам The Guardian.

Читайте такжеForeign Policy: В Сирии против Асада начала воевать его же семья

Очень своеобразная ситуация сложилась на юге Сирии, где десятилетие назад началась сирийская волна "Арабской весны". На данном этапе гражданской войны Россия играет непростую игру в регионе, пытаясь сохранить лояльность местного населения и при этом жонглировать интересами Дамаска, Тегерана и Израиля, которые между собой конфликтуют. Действующий статус-кво очень хрупкий.

На протяжении последних шести недель по всей провинции Дара, а также соседней провинции Ас-Сувейде, в которой доминируют друзы, вспыхивали спорадические протесты. Люди, рискуя попасть под арест, выражали недовольство экономическим кризисом, который только ухудшается в Сирии. Картинка очень напоминает 2011 год. Демонстранты даже решаются использовать имя сирийского диктатора в своих лозунгах. Танцуя на улицах, они требуют: "Давай, Башар, уходи!", викрикивают "Свободная Сирия" и "Тот, кто заморил голодом свой народ - предатель". Ряд людей арестовали. Однако, до этого времени режим не решился на широкомасштабное подавление протестов.

"Нынешние протесты - это продолжение сирийской революции 2011 года. Но экономический кризис - это дополнительная причина для людей выходить на улицы", - сказал 30-летний участник акций из Ас-Сувейде Аббас Мунеф.

"Проблема та же: режим и его коррупция. Они воровали у государства и отбирали у народа наши же ресурсы 50 лет. С 2011 года цель не изменилась. Свержение режима - это первый шаг к достойному будущему", - добавил он.

Читайте такжеPolitico: Режим Асада в Сирии на грани падения

Все больше людей полагаются на Ахмеда Авду в преследовании этого будущего. Дара вернулась под контроль Дамаска в июле 2018 года. С того времени провинция стала местом незнакомого для Сирии эксперимента, списанного из опыта Москвы во время Второй Чеченской войны. В отличие от других оппозиционный провинций, которые режим отвоевал грубой силой, жителей Дары не заставляли сдаться, как, например, людей в провинции Идлиб. Зато Россия заставила Дамаск заключить соглашение о примирении, чтобы использовать бойцов из Дары для наполнения местных сил безопасности. Они вошли в так называемый "Пятый корпус", созданный помогать сирийской армии в войне против "Исламского государства". Сейчас эта сила насчитывает около 30 тысяч бойцов.

Несмотря на это сотрудничество, Пятый корпус не подчиняется министерству обороны Сирии. Эта суннитская сила открыто враждебна к Ирану и "Хезболле", которые выступают союзниками режима. Пятый корпус получает зарплаты от Москвы и должен выполнять российские приказы. После того, как "Исламское государство" было уничтожено на сирийском юге, большинство бойцов корпуса отказались идти воевать в Идлиб против оппозиции. Такую позицию заняло в частности подразделение Авды, которое называется "Восьмая бригада".

"Люди в Даре верят, что Пятый наступательный корупс их защищает от режима и иранских войск. Многих людей арестовали бы, если бы не корпус. Мы бы не протестовали против режима даже небольшими группами, если бы не эти бойцы", - сказал местный активист Ахмад Мухаммад.

Читайте такжеCNN: Сирия готовится к "цунами" COVID-19 даже без мыла и проточной воды

"Солдаты Пятого корпуса до сих пор революционеры. Они примирились, да, но они до сих пор против режима", - добавил он.

Конечно же, Дамаске такая ситуация не нравится. Но сейчас он ничего не может поделать. Помня о потенциальном военное обострение в случае приближения сил Ирана и "Хезболлы" до границы Израиля, Россия защищает автономию юга и останавливает попытки режима подавить там беспорядки.

"Трудно понять, какова конечная цель России, когда речь идет о Пятом корпусе. Интересно, что этих бойцов местные считают настоящей патриотичной антииранской силой, а не перебежчиками", - сказала эксперт Института внешнеполитических исследований Элизабет Цуркова.

Авда прославился своими подходами в духе "реальной политики" еще до образования Пятого корпуса. Будучи одним из лидеров "Сирийской свободной армии" под названием "Шабаб аль-Сунна", в 2015 году он заключил союз с "Аль-Каидой", чтобы изгнать силы режима Асада из родного региона. А потом, Авда нацелил оружие и против джихадистов, вытеснив их из провинции тоже. Для мужчины, который потерял трех братьев на войне против режима Асада, длительный союз с Россией маловероятен.

Читайте такжеРоссия причастна к военным преступлениям в Сирии - эксперты ООН

В прошлом месяце его речь на похоронах бойцов Пятого корпуса, которые погибли во взрыве самодельной бомбы, заложенной лояльными к Асаду людьми, стала первым четким сигналом, что он не очень лоялен к Москве. Слова Авды против Дамаска и "иностранных захватчиков и боевиков" быстро превратили похороны в крупнейший протест в Сирии за много лет. В нем приняли участие около 5 тысяч человек. По словам аналитика Абдуллы Аль-Джабассини, только в июне в ряды Восьмой бригады вступили по меньшей мере 7 тысяч мужчин. Авда становится все более популярным и влиятельным, создавая угрозу не только для Асада, Ирана и "Хезболлы", но и для России, которая сейчас ему платит.