Словацкий премьер похвастался, что не даст на оборону Украины ни цента.
Словакия не хочет никоим образом участвовать в совместных европейских инициативах по финансированию оборонных нужд Украины. Об этом заявил премьер-министр страны Роберт Фицо в видеообращении на своей странице в Фейсбук.
Он в частности похвастался, что во время заседании Европейского Совета в Брюсселе в четверг настаивал, чтобы в совместном заявлении по Украине не упоминалась возможность "конфискации" замороженных российских активов для финансирования так называемого репарационного кредита для Киева.
При этом он подчеркнул, что сама Словакия в любом случае не будет приобщаться к созданию механизма репарационного кредита.
"Какое бы решение не было принято [на уровне ЕС], я хочу, чтобы мы в Словакии четко это понимали. Правительство, которое я возглавляю, никогда, я подчеркиваю, никогда, не подпишет никакой гарантии кредита для Украины на военные расходы. Мы также не потратим ни одного цента из собственного государственного бюджета на такие цели", - заявил Фицо, добавив, что Словакия готова помочь Украине в гуманитарных вопросах.
Словацкий премьер также рассказал, что лидеры стран-членов ЕС видят значительные риски, связанные с использованием замороженных российских активов для финансирования потребностей Украины. В частности их пугают потенциальные судебные иски со стороны России и другие варианты российского "возмездия". Однако, по словам Фицо, они все равно обсуждают идею репарационного кредита, потому что уже не хотят помогать Украине за счет собственных национальных бюджетов.
Как писал УНИАН, в ЕС сейчас активно обсуждают идею выделения для нужд Украины кредита в 140 млрд евро, который должен быть обеспечен замороженными российскими активами.
Замысел заключается в том, что сами деньги формально остаются собственностью РФ и продолжают лежать на счетах в ЕС. Но под залог этих денег выпускаются специальные облигации, продажа которых обеспечивает финансирование военных и гуманитарных нужд Украины.
Кредит будет иметь нулевой или очень низкий процент, и Украина должна будет его вернуть только в случае, если Россия выплатит репарации за войну.
Однако существует ряд юридических, финансовых и политических вопросов. Некоторые страны ЕС сомневаются, законно ли использовать российские активы таким образом. Также европейцы боятся судебных исков от РФ. Не достигнуто единого согласия между странами-членами ЕС относительно механизма передачи денег, гарантий, распределения рисков и правового оформления.