Российская экономика трещит под давлением войны, а украинские удары по нефтепереработкам заставляют Москву искать топливо за рубежом.
Российский диктатор Владимир Путин оказался в самом сложном положении за годы своего правления - экономическая война истощает Россию быстрее, чем армия получает преимущество на фронте. Летнее наступление, которое в Кремле считали переломным, провалилось: ежедневно Россия теряла около 800 солдат, не продвинувшись ни на шаг, пишет редактор отдела мировой экономики газеты The Telegraph Амброуз Эванс-Притчард.
"Россияне продолжают атаковать беспилотниками, но не достигают ни одной стратегической цели", - заявил бывший министр обороны Украины Андрей Загороднюк.
Серия точных украинских ударов по нефтеперерабатывающим заводам фактически парализовала значительную часть энергетического сектора РФ. По данным агентства "Нафтогаз", 38% основных нефтеперерабатывающих мощностей страны не работают.
Самый глубокий удар произошел на этой неделе - украинский дрон поразил Антипинский НПЗ в Западной Сибири, в двух тысячах километров от линии фронта.
"Россия не может защитить эти активы. Это шокирует многих, потому что они не верили, что Украина способна на такие глубокие удары", - подчеркнул Загороднюк.
Из-за разрушенных заводов Россия вынуждена импортировать топливо из Китая, Кореи и Беларуси. В то же время 20 регионов страны ввели нормирование топлива, а заправки ограничивают продажу бензина до 30 литров.
Нефтяная отрасль, некогда главный источник доходов бюджета, оказалась в кризисе: добыча снизилась до 9 млн баррелей в день, а доходы от экспорта упали до минимума за три года - 546 млн евро в сутки.
Аналитики Goldman Sachs прогнозируют, что падение цен на нефть может обвалить добычу еще больше - до 7,5 млн баррелей в день. Для Кремля это означает сокращение валютных поступлений и фискальный коллапс.
С ростом дефицита бюджет России прибегает к отчаянным шагам. В Кремле рассматривают даже введение "налога на паразитизм" - для тех, кто не работает. Тем временем банки заставляют кредитовать оборонку, что лишь ускоряет финансовый кризис.
Несмотря на провалы на фронте, военная экономика России до сих пор работает на полную, и аналитики опасаются, что Путин может прибегнуть к новой эскалации, чтобы избежать поражения.
"Он всегда повышает ставки, когда дела идут плохо. Вероятность расширения войны в Европе сейчас чрезвычайно высока", - предостерегает Загороднюк.
Среди потенциальных целей называют Молдову, Сувалкский коридор или даже эстонскую Нарву, где большинство населения - этнические русские.
Дополнительную опасность представляет возможный неписаный пакт между Москвой и Пекином. По словам источников в кругах безопасности, Си Цзиньпин поддерживает Россию, чтобы США не могли полностью сосредоточиться на Китае.
"Пекину нужно, чтобы Россия оставалась в войне", - открыто заявил министр иностранных дел КНР Ван И во время встречи с представителями ЕС в июле.
Загороднюк сравнивает нынешнюю ситуацию с Крымской войной XIX века, когда Россия проиграла не из-за военного поражения, а из-за экономического истощения. Тогда царь Николай I также переоценил свои силы, и в конце концов вынужден был принять унизительные условия капитуляции.
Загороднюк убеждает:
"Часы для Путина тикают. И именно этот отсчет делает нынешний момент для Европы самым опасным за десятилетия".
В последние недели Украина усилила атаки на нефтяную инфраструктуру РФ. Недавно в Волгоградской области России после атаки дронов загорелся газовый завод "Лукойла". Он является крупнейшим в Южном федеральном округе РФ. Известно, что вся продукция этого предприятия идет на экспорт.
В то же время в ночь на 9 октября Силы обороны Украины поразили Коробковский ГПЗ и линейно-производственную диспетчерскую станцию "Ефимовка" в Волгоградской области РФ.
Украина переносит войну на территорию России. Масштабы, объемы и интенсивность этой кампании выше, чем когда-либо прежде, что может иметь последствия для рядовых россиян - возможно, не на поле боя, но в их умах и кошельках, пишет Foreign Policy.