Семья Некрасовых не покинула Харьков

Харьковчанин Вадим Некрасов: Мы в относительной безопасности. Русские город захватить не смогут

13:05, 11.04.2022
8 мин. Интервью

Полтора месяца беспрерывных обстрелов Харькова российскими военными стали буднями для семьи Некрасовых. Они не покинули город, верят, что ВСУ и местная тероборона не позволят рашистам захватить город. Отец семейства Вадим Некрасов рассказал УНИАН, как удается устраивать жизнь под обстрелами и есть ли у них "план Б".

Судя по последним сообщениям, отступив с севера Украины, российские войска стали интенсивнее обстреливать Харьков с территории РФ. Так ли это? 

Харьков начали обстреливать 24 февраля и обстрелы не прекращались. Понимаете, это не пять ракет в день, а именно бесконечно. За 40 дней войны условно тихими были дней пять.

Сейчас усилились обстрелы всех районов города. Ты идешь с 11-ти летним ребенком в магазин за руку и слышишь, как падают "Грады" в соседнем районе.

Видео дня

Кроме того, Харьковщина так расположена, что российские самолеты проходят транзитом над нами. За сутки может быть до 15 сообщений о воздушной тревоге.  Через несколько часов только в новостях читаем, что прилет был в Хмельницкий или в Ровно.  

Харьковчане раньше рассказывали УНИАН, что самое страшное было услышать гул самолетов, которые пролетают почти что над головой. Раньше это казалось чем-то невозможным, немыслимым. Была ли у вас такая особенная точка, когда осознаешь, насколько ужасна война?

У нас была такая точка. Когда 1 марта ракета прилетела в Харьковскую облгосадминистрацию. У супруги был шок. Да еще и рабочий офис находится в здании рядом с ОГА…

Думаю, это было страшным событием для каждого харьковчанина. Это - сердце Харькова. Мы в этот момент поняли, что город убивают. Мы любим свой город так, что каждое разрушенное здание — шрам на сердце.

Что в Харькове происходит сейчас?

В некоторых районах уже около 20 дней нет ни воды, ни света. К примеру, очень пострадала Северная Салтовка, которую можно сравнить с Грозным или Алеппо. Но в 300 метрах от разрушенных домов может быть неповрежденный дом с водой и электричеством. 

После взрыва газопровода (30 марта россияне ударили по магистральному газопроводу на Даниловке) у многих в Харькове нет газа. Официально называли цифру – 34 тысячи абонентов остались без него.

Интернет работает не во всем городе. Применительно к нашему району, из пяти провайдеров проводной связи четверо не работают в силу разных причин. Есть мобильный интернет, но скорость часто падает до 2G, можно только текст читать. При повреждении сотовых вышек, безусловно, возникают проблемы, пока их не починят. 

А вот работу коммунальщиков нужно отметить. Когда мы обходили район, видели большую яму, глубиной в два метра, которая образовалась после прилета. Уже с утра, около 11:00, там уже стояла бригада ремонтников.

Комендантский час в Харькове действует с 20:00 до 6:00 утра / фото УНИАН, Андрей Мариенко

Вы спускаетесь в подвал во время обстрелов? 

Нет. Проводить время в подвале — тоже выход. Но 40 дней там не высидишь. Мы сделали так: обклеили окна скотчем в несколько слоев и крест-накрест, завешиваем их плотными покрывалами, чтобы малейшего света не проходило, и стараемся соблюдать правило двух стен.  

Я не буду зарекаться, что мы не будем спускаться в подвал. Но тут нужно понимать, что прилетит в дом. Грубо говоря, если прилетит что-то серьезное, то и убежище не спасает.

Третий момент в том, что сейчас можно наблюдать ситуацию: к бомбоубежищам стали все чаще подъезжать скорые. У людей обострились сердечные проблемы, легочные. В подвале - сырость и частичная антисанитария.

Расскажите о том, как проходит ваш день? 

Комендантский час в Харькове действует с 20:00 до 6:00 утра. Мы просыпаемся к 7 утра, оцениваем обстановку и идем в обход по району. Проблема с продовольствием была в первые 15-20 дней войны. Первые две недели практически ничего не было возможности купить. Магазины были закрыты, и все питались тем, что было у каждого дома. Например, у нас была мука и хлебопечка. Мы пекли хлеб для всего подъезда. 

Но ситуация с отсутствием продуктов испугала. И сегодня у всех остается страх: "А вдруг опять еды и воды не будет?". Не достать было даже питьевой воды. Мы, к примеру, дважды кипятили воду из-под крана, чтобы попить чай. 

Сейчас ситуация стабилизировалась — практически все продукты есть. 

Правда, есть некоторые лимиты: не больше 1-2 кг крупы в руки. Но если не сидеть сиднем, можно достать свежий хлеб или молоко. Судя по маркировке, везут из Черкасс, Днепра и даже пригородов Харькова. 

Правда, не везде можно рассчитаться картой. Частично можно что-то обналичить, в каких-то магазинах. Терминалы работают в крупных супермаркетах. А до них еще нужно дойти, не каждый в такой ситуации решится пройтись 1,5-2 км…

Днем я работаю, а также занимаемся учебой с нашим 11-ти летним сыном, пятиклассником. Сейчас проходим десятичные дроби и занимаемся английским. 

Некрасовы стараются сохранять холодную голову и реально оценивать ситуацию

С началом войны в вашей семье появились особые правила, которые важно соблюдать именно сейчас? Например, многие сейчас не позволяют себе разряжать телефон и всегда следят за тем, чтобы быть на связи.

Самое главное правило в нашей семье мы, не сговариваясь, приняли еще 24 февраля. Мы никогда не разделяемся и должны быть постоянно друг от друга в прямой видимости.  Посмотрели друг на друга и поняли, что так будет.

Если один пойдет в магазин, а второй останется дома, мы будем переживать друг за друга. Лучше, если мы все время будем находится вместе.

Еще одно правило, которого придерживается наша семья: паника - не лучший попутчик. Мы стараемся сохранять холодную голову и реально оценивать ситуацию.

Жизнь под обстрелами очень непроста. Слышала истории, когда во время работы ПВО люди громко включали сериал, чтобы не нервничать. Возможно, у вас есть свой особый рецепт борьбы со стрессом?

Такая ситуация была 29 марта. В наш район сильно прилетало, обстреливали вдоль и поперек. В 50 метрах от нашего дома бомбили учебное заведение. Было очень страшно. В какой-то момент было даже видно "зарево" в окне.

Стекла в окнах цокотали, свет выключился, а мы сидели возле капитальной стены на диване. В тот момент мы просто не знали, что делать. И начали вслух читать стихи. "У Лукоморья дуб зеленый" - то, что пришло в голову в той критической ситуации, чтобы хоть как-то отвлечь ребенка.  

А когда все закончилось, супруга решила, что "отойти" поможет физический труд —  постирала вручную ковер. Но мы тоже отдыхаем и постоянно занимаемся с ребенком. Он должен был участвовать в соревнованиях по тхэквондо. Мы ему объясняем, что нужно заниматься: наступит мир, все равно будешь участвовать. Как-то так мы стараемся друг друга поддерживать. 

Все сейчас ужасаются военным преступлениям россиян, совершенным в Волновахе, Буче, Мариуполе… Есть ли у вас "план Б" на случай обострения ситуации в Харькове?

Есть. Мы отдаем себе отчет, что у нас есть ребенок и нужен "план Б". У нас приготовлен рюкзак и сумка для ноутбука с документами. При чрезвычайных обстоятельствах с большим мы не уйдем.  Мы это четко понимаем.

В одежду нашего 11-ти летнего сына вшита записка и немного денег. В этой записке - копии его документов, а также контакты ближайших людей, которые ему могут помочь. Своим друзьям, которые находятся в разных местах, я еще в первых числах марта отправил "Письмо последней надежды". Если мы долго не будем выходить на связь, то эти люди смогут помочь моему сыну, найти его и т.д.

Мы понимаем, что может начаться вторая волна военного обострения. И рассматриваем вариант, что, возможно, уедем.

Сейчас, насколько можем, пытаемся оценивать реальную ситуацию. С одной стороны, если эвакуироваться сейчас, то возникнет много проблем, связанных с проживанием, работой. Могу сказать, что есть люди, которые ранее выехали, а сейчас уже возвращаются в город. 

Кроме того, мне кажется, что мы в относительной безопасности с той точки зрения, что Харьков не займут, не смогут захватить русские. Думаю, местная власть, ВСУ и тероборона точно этого не допустят. И нужно понимать, что Харьков — это город на 1,5 млн жителей. Уехали, максимум, 500 тысяч. У нас только в нашем районе около 200 тысяч жителей, почти как в целом Чернигове.

Поэтому мы все-таки с оптимизмом смотрим в будущее.

Анастасия Светлевская

Новости партнеров
загрузка...
Мы используем cookies
Соглашаюсь