Генетики впервые расшифровали ДНК древних людей возрастом 8 тысяч лет

Ученые изучили ДНК из костей сразу четырех древних камерунцев. Все они были детьми от 4 до 15 лет.

Ведущие палеогенетики мира впервые смогли взять образцы ДНК из останков древних Homo sapiens, которые жили на территории Африки в каменном веке, и использовать их геномы для изучения истории последних этапов эволюции человека.

Читайте такжеВ ледниках Тибета нашли 28 ранее неизвестных вирусов

Выводы ученых и геномы древних африканцев были опубликованы в статье в журнале Nature, передает Урядовий кур'єр.

«Мы почти ничего не знаем о структуре популяций древних людей, которые жили в Африке к югу от Сахары. Мы получили первые полные геномы людей, живших в пещере Шум Лака на западе Камеруна примерно 8-3 тысячи лет назад. Этот регион считается прародиной группы народов банту», – пишут исследователи.

Дэвид Рейч, известный палеогенетик из Гарвардского университета (США), а также другие ведущие специалисты в этой области изучили останки 18 древних жителей Африки, недавно найденных в пещере Шум Лака на западе Камеруна. Их кости, чей возраст составлял 8 тысяч и 3 тысячи лет, были найдены в слоях, связанных с концом каменного и бронзового века.

Ученые не надеялись на успех, однако им очень сильно повезло, остатки ДНК, пригодные для восстановления фрагментов полного генома, присутствовали в достаточном количестве в костях сразу четырех древних камерунцев. Все они, как отмечают генетики, были детьми, чей возраст составлял от 4 до 15 лет. Один из скелетов принадлежал четырехлетней девочке, а остальные три – мальчикам.

Их можно было разбить на две пары довольно близких родственников. Это говорит о том, что пещера Шум Лака была своеобразным «семейным кладбищем», которое жители западного Камеруна использовали подобным образом в течение многих тысяч лет.

Фрагменты генома сохранились в останках всех детей непривычно хорошо, что впервые позволило ученым не только изучить отдельные части митохондриальной ДНК, которая передается от матери к детям, или мужской Y-хромосомы, но и другие части генетического кода. Это в свою очередь дало Рейчу и его коллегам уникальный шанс раскрыть историю миграций возможных предков народов банту, которые жили в этом регионе примерно 10-15 тысяч лет назад.