Экономист Янис Клюге считает, что России придется снижать интенсивность боевых действий в Украине.
Доходы России от экспорта нефти и газа упали до самого низкого уровня с начала войны против Украины. На финансы Кремля одновременно давят новые санкции США и Европейского Союза, падение спроса со стороны Индии и усиление борьбы с "теневым флотом".
Издание Associated Press пишет, что падение доходов вынуждает Владимира Путина брать в долг у российских банков и повышать налоги, чтобы удержать государственные финансы в равновесии. Однако эти меры только усиливают напряжение в экономике, которая и без того буксует из-за войны, устойчивой инфляции и нехватки рабочей силы.
В январе доходы российского бюджета от нефтегазовых налогов обвалились до 393 млрд рублей (5,1 млрд долл.), что почти втрое меньше, чем в январе прошлого года. Эксперт по российской экономике Немецкого института международных отношений и безопасности Янис Клюге отмечает, что это самый низкий показатель со времен пандемии COVID-19.
США снизили для Индии импортные пошлины в обмен на сокращение закупок российской нефти. Дели официально не комментирует, но цифры показательны. По данным Киевской школы экономики и Администрации энергетической информации США, поставки российской нефти в Индию за последние недели сократились с 2 млн баррелей в день в октябре до 1,3 млн в день в декабре.
Однако аналитическая компания Kpler отмечает, что "Индия вряд ли полностью откажется от дешевой российской энергии в ближайшем будущем".
Параллельно союзники Украины массово санкционируют отдельные "теневые" танкеры, которые перевозят российскую нефть, чтобы отпугнуть клиентов от закупки их нефти. Таким образом, под санкциями уже около 640 судов.
Из-за рисков покупатели требуют больше скидок на "черное золото" из РФ. В декабре российская Urals упала ниже 38 долларов за баррель, тогда как Brent стоил более 62 долларов. Разрыв в 25 долларов - серьезная потеря для бюджета РФ.
Санкции также привели к тому, что в танкерах в море накопилось избыточное количество нефти в около 125 млн баррелей. Из-за этого цены на фрахт танкеров взлетели до 125 тыс. долл. в день.
Ко всем этим проблемам добавляется еще и то, что экономический рост в России фактически остановился. Эффект от военных расходов исчерпался, а нехватка рабочей силы сдерживает возможности бизнеса расширяться.
В третьем квартале ВВП вырос лишь на 0,1%, а прогнозы на год сейчас колеблются в пределах 0,6-0,9%. Тогда как в 2023-2024 годах рост превышал 4%.
"Думаю, что Кремль обеспокоен общим балансом бюджета, поскольку это совпадает с экономическим спадом. И в то же время расходы на войну не уменьшаются", - отметил Клюге.
Чтобы закрыть дыры в бюджете, вызванные падением нефтяных доходов и замедлением экономики, Кремль взялся повышать налоги и активнее занимать деньги. Госдума подняла НДС с 20% до 22%, а также увеличила пошлины на импорт авто, сигарет и алкоголя. Параллельно правительство увеличило заимствования у лояльных российских банков. Но Фонд национального благосостояния все еще имеет резервы для латания бюджетных дыр.
Агентство отмечает, что средства у Кремля пока есть. Но повышение налогов еще больше тормозит экономику, а рост долгов рискует ухудшить инфляцию, которую удалось снизить до 5,6% за счет процентных ставок Центробанка на уровне 16%, по сравнению с пиковым показателем в 21%.
"Дайте этому шесть месяцев или год, и это может повлиять на подход Кремля к войне. Не думаю, что из-за этого Россия будет искать мир, но они могут захотеть снизить интенсивность боевых действий, сосредоточиться на определенных участках фронта и замедлить войну. Такой может быть реакция, если война станет слишком дорогой", - подытожил Клюге.
6 января стало известно, что Владимир Путин распорядился в этом году существенно увеличить сбор налогов на фоне того, что военная экономика страны продолжает терять обороты.
Ранее сообщалось, что в России замедлился рост зарплат, даже несмотря на рекордно низкий уровень безработицы. Это стало очередным признаком охлаждения российской экономики во время войны.