Традиция, согласно которой капитан должен оставаться на борту до последнего вздоха, родилась не из закона, а из представлений о чести и ответственности.
Идея, что капитан должен затонуть вместе со своим кораблем, появилась только в XIX веке - как отражение викторианского кодекса чести. В те времена мореплаватели считали своим долгом не только спасать груз и корабль, но и заботиться о каждой душе на борту, пишет Slash Gear.
Несмотря на романтический ореол, ни один закон не требует от капитана умереть вместе с судном. Международное морское право обязывает его лишь обеспечить безопасность пассажиров и экипажа. Эти нормы закрепили на конвенции SOLAS 1914 года, созданной после катастрофы "Титаника".
Однако в странах с давней морской историей - Испании, Греции, Италии или Финляндии - существуют нормы, которые требуют, чтобы капитан оставался последним на борту, пока не будут спасены все остальные.
Традиция "сначала женщины и дети" берет начало с катастрофы британского парохода HMS Birkenhead 1852 года. Корабль наткнулся на скалы у мыса Доброй Надежды. Из более 600 человек выжили только 193, но все женщины и дети были спасены.
Капитан Роберт Салмонд затонул вместе с кораблем, а поведение его команды назвали "Биркенхедским маневром" - символом мужества, которому впоследствии подражали другие моряки.
Через шестьдесят лет, во время гибели "Титаника", капитан Эдвард Смит также придерживался этого принципа. Он позаботился об эвакуации пассажиров и, по свидетельствам, погиб вместе с судном, став олицетворением морской преданности.
История знает десятки случаев, когда капитаны сознательно оставались на борту.
Так, в 1857 году капитан Уильям Герндон с корабля SS Central America во время шторма приказал спасти всех женщин и детей. После эвакуации он остался на мостике, отдав свои часы пассажиру, чтобы передать их жене - последний жест любви перед гибелью.
Когда корабль уходил под воду, он поднял шляпу в прощальном салюте. Так рождаются легенды.
Впрочем, не все капитаны придерживались кодекса чести.
В 1893 году адмирал сэр Джордж Трайон ошибся во время маневров у побережья Ливана - его корабль HMS Victoria столкнулся с другим и затонул. Его последними словами были:
"Это полностью моя вина".
Более позорная история случилась в 2012 году, когда капитан Франческо Скеттино покинул борт Costa Concordia, которая затонула у итальянского острова Джильо.
Пока 4229 человек ждали эвакуации, он уже был в спасательной лодке. Суд признал его виновным - среди прочего, в том, что покинул корабль слишком рано, и приговорил к 16 годам заключения.
Хотя современные капитаны должны действовать благоразумно, в мире, где все еще случаются морские катастрофы, романтическая идея верности кораблю до конца продолжает жить - как часть великой морской легенды.