17 марта Международный уголовный суд Гааги выдал международные ордера на арест президента Российской Федерации Владимира Путина, а также уполномоченного по правам ребенка Российской Федерации Марии Львовой-Беловой. В пресс-релизе МУС пояснили, что их подозревают в незаконной депортации украинских детей на территорию России. В частности сослались на то, что существуют "разумные основания", которые позволяют считать, что Владимир Путин несет личную ответственность за такие действия.

Владимир Путин и Мария Львова-Белова - первые, кого официально назвали подозреваемыми на самом высоком международно-правовом уровне. То есть, по мнению Международного уголовного суда, собрано достаточно данных для обвинений в принудительной депортации украинских детей в Россию. Теперь, согласно общему международному праву, все государства должны сотрудничать в преследовании подозреваемых в военных преступлениях и совместными усилиями привлечь их к ответственности.

Конечно, официальные ордера на арест являются обязательными только для сторон Римского статута Международного уголовного суда, которых на сегодня насчитывается 123.

Видео дня

С подозреваемыми в военных преступлениях можно вести переговоры только на условиях их сдачи.

Россия не является участником этого устава. В МИД РФ уже заявили, что они, мол, не сотрудничают с МУС, его решение не имеют для РФ никакого значения, а возможные ордера на арест, исходящие из Международного уголовного суда, Россия считает юридически ничтожными. Так же не является участником этого устава, например, Китай. Таким образом, если Владимир Путин поедет в Китай, Беларусь или Северную Корею, он может чувствовать себя в безопасности.

Однако участниками Римского статута являются страны, которые являются союзниками России или иногда ее поддерживают, как, например, Таджикистан, Венесуэла, Сербия, Южная Африканская Республика, Венгрия. Возможно, часть из них выйдет из Римского устава, но позицию части в пользу России, очевидно, придется изменить. С подозреваемыми в военных преступлениях можно вести переговоры только на условиях их сдачи.

Конечно, это только первое возможное обвинение, и в будущем Владимира Путина могут обвинить в большинстве других военных преступлений, преступлений против человечности и даже актов геноцида, перечисленных в римском уставе. Существует также преступление агрессии, для расследования которого требуется отдельный специальный трибунал.

Так что справедливость приходит, хотя и медленно. Хотелось бы, чтобы этот шаг Международного уголовного суда побудил национальные юрисдикции наконец назвать первых подозреваемых в международных преступлениях. В частности, Александра Лукашенко и других чиновников его режима.

Дайнюс Жалимас,глава Конституционного Суда Литвы в 2014-2021 годах, дэкан юридического факультета Университета Витовта Великого