фото ГСЧС

Жительница Харькова Татьяна Тараненко: Очевидно, что русские ракеты в наши дома летят не случайно, а целенаправленно

18:15, 03.03.2022
7 мин. Интервью

Война в Украине длится уже восьмой день. Близкий к российской границе Харьков стал одним из наиболее пострадавших городов Украины. По некоторым районам города стреляют прямо с территории России. УНИАН пообщался с местной жительницей Татьяной Тараненко, о том, как горожане пережили эту неделю ада.

Как вы поняли, что началась война? Что услышали в первый день? 

Мы жили в Харькове на Северной Салтовке, на улице Дружбы народов.  Это как раз район со стороны границы с Россией. Проснулись от очень сильных взрывов. У нас тряслись окна, стены, батареи… Сразу стало понятно, что это война. Это было в 5:40. Из окон видели, что люди выбегали из своих домов. Некоторые пытались уехать. Я сразу же перешла в ванную комнату, муж поехал заправлять машину. 

Было очевидно, что дома нельзя было оставаться. Мы жили на втором этаже, а окна выходили на ту сторону, с которой могли стрелять русские. 

Вы смогли найти укрытие?  

Да, через пару часов мы перешли в дом родителей. Тоже в квартиру, но сам дом чуть дальше, более закрытый и с подвалом, который подходит в качестве убежища.

Почти семь дней жили именно в подвале. То есть, мы из него вообще не выходили, только иногда - поесть и помыться. В подвале было очень много маленьких детей. Все они там еще остаются. Там были груднички. И дети по 2-3 года. 

Вам хватало продуктов? 

Продукты мы приготовили, еще когда начали обсуждать вероятность войны. У нас были крупы, каши, все, что можно было бы есть долго. Разве что, выходили за хлебом, но в магазинах были огромные очереди. На второй или третий день волонтеры привезли нам в подвал детское питание, памперсы и т.д. Есть группы волонтеров, которые развозят еду тем, у кого все закончилось. 

У нас все было из еды, поэтому за помощью мы не обращались. Я лично не ходила в магазин. Выходила только в квартиру, и обратно возвращалась в подвал. Мне было очень страшно.

Что вы наблюдали по интенсивности обстрелов? 

Мне кажется, у русских была стратегия сначала обстрелять какие-то стратегические объекты, чтобы ослабить нашу армию и силы города. А сейчас они просто разрушают Харьков: уничтожают университеты, бомбят школы. Полностью разрушают весь центр. 

фото Pravda Gerashchenko в Telegram

Знаете, такое ощущение, что уничтожают все, что любят харьковчане, все, что нам ценно. Возможно, для того чтобы ослабить дух харьковчан, даже не знаю… Но это, конечно, вызывает только обратную реакцию. Дух харьковчан никто не сломит. А все здания можно восстановить.

Но есть ощущение, что все это - неадекватная реакция какого-то человека, ненавидящего Харьков. Кажется, ему просто хочется стереть город с лица земли. 

А сейчас, после бомбежки университетов, русские активно обстреливают дома. У меня очень много друзей с поврежденными домами. Ракеты летят постоянно. Не одна-две где-то упали. Это постоянно-  бомбят опять и опять.

У нас было слышно и "Грады", и самолеты. На шестой день каждые 15 минут летал самолет. Только в один танковый колледж было выпущено шесть ракет. В один! Даже сидеть в подвале было невозможно, такие страшные звуки.

На шестой день войны вы еще находились в городе? 

Да. Шестой день был самый страшный. Истребители летали низко, прямо над крышами домов. Даже в подвале стоял сумасшедший шум. Ракеты попадали по жилым домам нашей Салтовки.

У наших родителей есть дача в черте города. Там снаряд попал во двор, вынесло все окна, двери и ворота. К счастью, никого не было в доме, но это очень страшно.

фото ГСЧС

Очевидно, что ракеты в наши дома запускали не случайно, а целенаправленно. Подруга живет недалеко от меня. У нее в соседнюю квартиру попал снаряд, она была в квартире в этот момент… Сама уцелела, но квартиру бросила и переехала.

Здесь был бы полезным совет. Как уцелеть во время таких интенсивных обстрелов? Ведь спуститься в подвал можно не успеть. 

Прятаться нужно так, чтобы было, минимум, две стены от внешней части квартиры. То есть стараться находится в ванной или коридоре (прихожей). Зеркала и стекла нужно завесить чем-то плотным, чтобы не разлетелись осколки.

Наши друзья заметили, что, если во время сильного обстрела оставить приоткрытыми окна, ударной войной их не выбьет. Можно подставить, например, баклажку воды (держать дверцу окна). Тогда, в момент взрыва, баклажка упадет, но есть шанс, что окна не выдавит. 

Когда вы приняли решение покинуть город? 

Как я уже сказала, самый страшный день войны был шестой, когда начали подрывать дорогие харьковчанам объекты. Мы еще были в городе в тот момент, когда ракета попала туда, где были волонтеры. Насколько я знаю, там было много волонтеров, видела фотографии с погибшими людьми. Затем ракета попала и в облгосадминистрацию.

В результате обстрела жилых домов наша квартира  сгорела. На первый этаж дома снаряд прилетел 1 марта. Получается, что наша квартира была над точкой попадания. Пожарные чудом прибыли быстро. Наше жилье тушили, как только обстрел закончился. Она не полностью выгорела, но комнаты все черные, все в саже, весь пластик поплавился…

К счастью, соседей из квартиры этажом ниже не было дома, они тоже заблаговременно выехали. Но в соседней с нашей квартирой соседи были дома, у них – маленький ребенок. До сих пор шок. Постоянно думаю, что еще за час до "прилета" мы забирали свои вещи из нашей квартиры. То, что вовремя ушли – настоящее чудо.

Мы хотели покинуть Харьков еще утром. Но пока пытались собрать вещи, русские начали очень сильно обстреливать. Снаряды разрывались по всему городу. Чтобы выехать, пришлось бы проехать через центр города. Мы поняли, что сделать это уже невозможно. Поэтому просто остались в подвале. Переночевали ночь, было тихо, и мы дрожащими руками дособирали вещи и решили попробовать уехать. У нас получилось. 

Куда вы направились?

Планировали ехать до Полтавы, но из Харькова в этом направлении выезжало очень много машин. Практически все автомобили были с надписью: "Дети". В Полтаве была большая пробка, в итоге, мы направились в Днепр. Там у меня родные, у которых мы смогли остановиться. Дальше планируем ехать на запад Украины.  

3 марта Россия начала разгонять фейки и врать о выводе каких-то "нацистских батальонов" из Харькова. Насколько я понимаю, россияне раскручивают басни о взятии Харькова.

Это абсолютная неправда и полная чушь, придуманная российскими СМИ. В Харькове у нас остается очень много друзей. Все помогают друг другу, кто чем может, и тем, что умеет. Кто-то волонтерит, кто-то работает на информационном фронте. Но Харьков не будет взят, там очень много украинской армии. Нас охраняют очень сильные ребята. 

Соглашусь, что Харькову нужна помощь, потому что русские военные его просто уничтожают. 

Какая ситуация в городе в целом?

Очень много напуганных людей. Некоторые магазины работают. Я знаю даже, что аптеки работают, но мы видели очень большие очереди. Когда мы выезжали из Харькова, видели автомобили "скорых". 

Жительница Харькова Татьяна Тараненко: Очевидно, что русские ракеты в наши дома летят не случайно, а целенаправленно

Коммунальные службы стараются восстановить повреждения. На второй день войны у нас пропадал свет. Ненадолго даже пропадало отопление. Но все это восстановлено, сейчас все работает. Но я говорю только о своем районе. В каких-то других районах города света нет. Возможно, там более сложные повреждения. 

Связи у меня все эти дни не было, но только потому, что мы находились в подвале. А так, по городу, говорят, что связь есть. 

Слышала, что сломался какой-то провайдер, но с ним работают. Пытаются восстановить. 

Все друзья пока написали, что все они живы. И меня это очень радует. Сегодня постоянно продолжают приходить сообщения о воздушной тревоге, чтобы все бежали в укрытие…

загрузка...
Мы используем cookies
Соглашаюсь