Ученые обнаружили массивную экзопланету и сравнили ее со сладкой ватой

Экзопланета WASP-193b, обнаруженная на расстоянии 1232 световых лет от нас (1 световой год равен примерно 9,5 триллиона километров, - УНИАН), является одной из самых странных на сегодняшний день.

Хотя эта планета почти на 50 процентов больше нашего Юпитера, она настолько легкая и пушистая, что ее общая плотность сравнима с плотностью сахарной ваты. Это всего лишь чуть больше 1 процента плотности Земли, пишет Science Alert.

По словам международной группы ученых под руководством астронома Халида Баркауи из Льежского университета в Бельгии, такие экзопланеты, как WASP-193b, встречаются редко, и они могут помочь нам лучше понять эволюцию планет.

По словам исследователей, экзопланеты (планеты, находящаяся за пределами Солнечной системы, - УНИАН), подобные WASP-193b, дают представление о том, как формируются и развиваются планетарные системы.

Газовые гиганты вблизи своих звезд - отличный инструмент для этого, потому что наше понимание формирования планет означает, что они должны были сформироваться где-то еще и мигрировать внутрь. Кроме того, излучение звезды означает, что многие из этих миров сжимаются.

WASP-193b - экзопланета, вращающаяся вокруг солнцеподобной звезды WASP-193. Эта звезда примерно в 1,1 раза больше по массе и в 1,2 раза больше по радиусу Солнца, а по температуре и возрасту очень близка к Солнцу. Но WASP-193b вращается вокруг своей звезды гораздо ближе, чем любая из планет Солнечной системы: она совершает один оборот каждые 6,25 дней.

Изучение того, как меняется свет звезды, когда экзопланета вращается вокруг нее, позволило Баркауи и его коллегам вычислить радиус и массу планеты. Ее радиус примерно в 1,46 раза превышает радиус Юпитера. Но ее масса невероятно мала по сравнению с ним: всего в 0,139 раза больше, чем у Юпитера.

Исходя из этих свойств, исследователи высчитали плотность найденной экзопланеты: 0,059 грамма на кубический сантиметр. Для сравнения, Земля имеет плотность 5,51 грамм на кубический сантиметр. Плотность Юпитера составляет 1,33 грамма на кубический сантиметр, что вполне логично - на нем много облаков. Сахарная вата имеет плотность 0,05 г на кубический сантиметр.

Было найдено очень мало других миров с сопоставимой плотностью, но они дают некоторые подсказки относительно того, как могут существовать такие "пушистые" миры. Непосредственная близость к звезде может нагревать атмосферу, раздувать ее, особенно если эта атмосфера состоит преимущественно из водорода и гелия.

Но такой мир будет выглядеть как WASP-193b лишь несколько десятков миллионов лет или около того, пока звезда моложе и горячее; кроме того, тепло и ветер от звезды могут довольно быстро уничтожить такую разреженную атмосферу.

Таким образом, это создает некоторые проблемы. Возраст звезды оценивается в 6 миллиардов лет; и хотя может существовать какой-то механизм внутреннего нагревания атмосферы WASP-193b, наблюдаемые свойства экзопланеты невозможно воссоздать с помощью сложных моделей эволюции планет.

Хорошая новость заключается в том, что WASP-193b представляет собой отличного кандидата для последующих исследований, чтобы выяснить, из чего состоит его атмосфера. Это одна из задач, для которой был разработан космический телескоп Джеймса Вебба; По словам ученых, всего одно транзитное наблюдение может дать понимание, объясняющее, как во Вселенной может существовать такой странный, пушистый, старый мир.

Другие исследования космоса

Как сообщал УНИАН, ранее астрономы с помощью телескопа CHEOPS смогли подтвердить, что юпитер системы WASP-189b может считаться одной из самых горячих известных на сегодня экзопланет. При этом его родительская звезда вращается так быстро, что на экваторе она холоднее, чем на полюсах.

Система WASP-189 находится в 326 световых годах от Солнца и состоит из яркой звезды спектрального класса А, диаметр которой в 2,4 раза больше солнечного, и горячего юпитера. WASP-189b обладает массой примерно двух масс Юпитера, находится примерно в 20 раз ближе к своей звезде, чем Земля к Солнцу, совершая один оборот вокруг нее за 2,7 дня.

Также, астрономы заглянули в атмосферу одной из самых экстремальных экзопланет WASP-189B и выяснили, что она имеет разные слои со своими характеристиками и химическим составом. Атмосфера WASP-189b содержит облака газообразного железа, титана, хрома, магния, ванадия и марганца.