В начале апреля Министерство энергетики выдало долгожданное разрешение на экспорт электроэнергии, о необходимости и целесообразности которого говорилось уже несколько недель. По оценкам Минэнерго, ежемесячно Украина может получать 300 млн грн. Однако, будет ли достижение такой цели простым и беспроблемным? И достаточно ли мы подготовились к открытию экспорта ввиду того, сколько о нем говорили?

В середине марта 2022 года энергосистема Украины интегрировалась в объединенную энергосистему континентальной Европы, что впоследствии дало возможность начать экспорт электроэнергии. Со временем, объединение системных операторов стран Европы (ENTSO-e) увеличивало разрешенные объемы экспорта. Этот процесс продолжается до сих пор, и ожидается, что пропускная разрешенная способность будет увеличиваться в дальнейшем.

С первым днем полномасштабного вторжения, в Украине, в результате остановки производств и выезда значительной части населения, существенно сократилось энергопотребление – в среднем, на треть.

Видео дня

И, несмотря на то, что часть электростанций были повреждены или оказались в оккупации, профицит мощностей давал возможность экспорта.

Даже Запорожская АЭС, хотя и оказалась в руках агрессора, продолжала работать в энергосистеме Украины, несмотря на все попытки оккупантов ее отсоединить.

В течение лета некоторые официальные лица озвучивали очень оптимистичные перспективы для экспорта. Однако массированный обстрел объектов энергосистемы в октябре обусловил вывод из строя значительной части электростанций и высоковольтных подстанций, что грозило дефицитом в энергосистеме, а затем было принято решение об остановке экспорта. Далее - новые обстрелы, очередные потери мощностей, веерные отключения и страх блэкаута.

Сейчас 75% мощностей ТЭС и 30% ТЭЦ повреждены ударами ракет и дронов, 67% мощностей ветровой энергетики находится в Запорожской и Херсонской областях, значительная часть которых оккупированы. ЗАЭС остается в оккупации. Кроме того, другие атомные электростанции будут нуждаться в ремонте и обслуживании. А в случае жаркого лета спрос на электроэнергию может быть относительно высоким. Кроме того, непредсказуемыми являются новые ракетные удары по энергетической инфраструктуре, которые могут поставить экспорт под угрозу. Так есть ли основания для оптимизма?

В определенной степени, открытие экспорта стало возможным благодаря генерации из возобновляемых источников энергии (ВИЭ), которые с февраля начали наращивать генерацию в результате солнечной погоды.

С одной стороны, это позволило сократить графики отключений. С другой - в дневные часы для балансировки энергосистемы приходилось ограничивать производство из ВИЭ. Впрочем, государство все равно обязано оплачивать даже непроработанную и неотпущенную электроэнергию. Поэтому разрешение экспорта в таких условиях является правильным решением.

Солнечные электростанции именно летом генерируют наибольшие объемы электроэнергии, поэтому это дает определенную надежду в покрытии спроса и обеспечении экспорта следующие месяцы. Кроме того, для них экспорт - это еще и возможность улучшить финансовое состояние (проблема долгов за возобновляемую электроэнергию тянется еще с 2020 года, а с началом полномасштабной войны ситуация, естественно, только ухудшилась). Однако стоит заметить, что в прошлом году парламент принял законодательные изменения, которые предусматривали направление 45% дохода от продажи доступа к межгосударственному сечению на аукционах на покрытие долгов перед производителями с ВИЭ и Энергоатомом, еще 45% - на покрытие долгов Укрэнерго на балансирующем рынке, а остальное направлять в развитие межгосударственного пересечения (до этой правки, все средства Укрэнерго должно было направлять в развитие межгосударственных сетей). Эта норма действовала до апреля 2023 года. То есть, начиная экспорт, энергетические компании могут столкнуться с проблемами возврата своих же средств.

Также не следует забывать, что по действующему положению, 80% прибылей экспортеры электроэнергии направляют для дотирования цены на электроэнергию, которые платит население. А Энергоатом - важный донор для этого субсидирования - за прошлый год получил более 3,3 млрд убытков.

К сожалению, несмотря на то, что о необходимости возобновить экспорт говорили полтора месяца, первые дни экспорта не продемонстрировали желаемых рекордов. По факту, оказалось что экспорт первого дня в Молдову оказался существенно ниже, чем мог бы. Полноценный экспорт в Польшу задерживается из-за многодневного ремонта сетей в стране, о чем польский Системный оператор сообщал заблаговременно. Системный оператор Словакии банально не успел провести аукцион на доступ пересечения, поскольку не знал о намерениях Минэнерго Украины возобновить экспорт, а впоследствии тоже планирует многодневный ремонт. Кроме этого, страны ЕС требуют проведения совместных аукционов. Регулятор только недавно принял соответствующую нормативную базу, но пока непонятно, когда совместные аукционы заработают.

Впрочем, восстановление экспорта электроэнергии имеет большое значение для экономики. А учитывая, что продолжительность экспорта неопределенная, терять время нельзя: государство должно принять скорейшее решение для наращивания объемов экспорта и нахождения средств от него.

Андриан Прокип, аналитик по вопросам энергетики Украинского института будущего