Поскольку континент готовится потратить сотни миллиардов долларов на перевооружение, многие учёные опасаются, что окружающая среда отходит на второй план.
Армии вторжения с тяжёлой бронетехникой будет очень трудно проникнуть в болотистую местность на северо-востоке Германии, известную как Кишхофер-Мур. Такое мнение высказал специалист Ханс Юстен, пишет Financial Times.
По его словам, они сразу же застрянут.
Юстен считает, что такие болота, как Кишхофер-Мур, могут стать важнейшим рубежом на пути к двум самым серьёзным угрозам, стоящим перед Европой: российскому экспансионизму и антропогенному изменению климата.
Поскольку континент готовится потратить сотни миллиардов долларов на перевооружение, многие учёные опасаются, что окружающая среда отходит на второй план.
70-летний Юстен, которого коллеги прозвали "торфяным папой", утверждает, что спасение осушенных водно-болотных угодий - это экономически эффективный способ не допустить президента РФ Владимира Путина, одновременно спасая бесценный поглотитель углерода.
Отмечается, что вода играла важную роль в оборонительной стратегии на протяжении тысячелетий. Прусский генерал и военный стратег Карл фон Клаузевиц называл болота одной из "самых прочных линий обороны".
Германский вождь Арминий использовал тёмные, липкие торфяники Тевтобургского леса, чтобы нанести одно из величайших поражений римской армии. А в XVI и XVII веках Голландия использовала стратегическое затопление для отражения испанских и французских захватчиков. Совсем недавно, когда украинские вооружённые силы отчаянно пытались остановить наступление российской бронетехники на Киев в первые дни вторжения 2022 года, они разрушили дамбу советских времён примерно в 20 км к северу от столицы. Виктор Кевлюк, военный эксперт киевского Центра оборонных стратегий, сказал:
"Вместо того, чтобы напрямую наступать на Киев… противник был вынужден либо искать другие маршруты, либо откладывать. Это дало украинской стороне время укрепить оборону на правом берегу реки Ирпень, используя воду и болота в качестве противотанкового рва. Природа сделала своё дело".
С тех пор Украина неоднократно полагалась на реки, поймы и болотистую местность. Этот опыт был усвоен и в других странах Европы.
"Мы используем всё, что можем. Если на границе есть естественные преграды, такие как болота, топи или озера... то это нам на руку", - заявила премьер-министр Эстонии Кристен Михал
Министерство обороны Германии считает, что пополнение запасов воды исключительно в военных целях может иметь как плюсы, так и минусы для НАТО и "не является приоритетом" для нынешнего правительства.
Польский биолог Михал Жмигорский заявил, что увидел "большой разрыв" между разговорами и действиями, когда в июле представлял Министерству обороны своей страны стратегию использования окружающей среды в качестве военного барьера.
"Они говорят, что очень заинтересованы, но мы не видели практических действий, которые свидетельствовали бы о корректировке оборонных планов страны", - сказал он.
Отмечается, что вместо этого Польша построила пятиметровый стальной забор в престижном Беловежском национальном парке, разделив уникальный лес и водно-болотные угодья на две части, чтобы остановить мигрантов, пересекающих границу через Беларусь.
Министр обороны Бельгии Тео Франкен заявил, что Россия может напасть на одну или несколько стран НАТО в будущем. Тем не менее такой сценарий не будет похож на полномасштабное вторжение в Украину.
Он считает, что Москва не решится совершить открытое нападение на одну из стран-членов НАТО, включая Финляндию, так как россияне знают, что проиграют.