Вместо консультаций со специалистами, Трамп советуется с друзьями, которые понятия не имеют, где та Украина вообще находится.
Президент США Дональд Трамп фактически разогнал Совет национальной безопасности и принимает решения по внешней политике без надлежащей экспертизы профессионалов в узком кругу приближенных людей, которым не хватает компетенции. Об этом пишет Politico, ссылаясь на информированные источники.
По словам инсайдеров, Трамп доверил решение важнейших вопросов внешней политики, включая войну в Украине, лишь нескольким своим ближайшим советникам. Этот "внутренний круг" состоит из Стива Уиткоффа, нью-йоркского магната недвижимости, с которым Трамп дружит несколько десятилетий, государственного секретаря Марко Рубио, вице-президента Джея Ди Венса, министра обороны Пита Хегсета, который до этого никогда не занимал важных государственных должностей, Джареда Кушнера, бизнесмена и зятя президента, который тоже не является профессиональным бюрократом, и еще нескольких человек.
Например, именно Уиткофф и Кушнер, которых Трамп считает своими лучшими составителями соглашений, вместе работали над разработкой печально известного "мирного плана" для Украины и России, состоявшего из 28 пунктов.
Как рассказали собеседники издания, Трамп созывает эту пеструю компанию по прихоти, встречи происходят на ситуационной основе без всякой регулярности, а решения принимаются быстро. Никакой нормальной иерархии, присущей государственным структурам, эта группа не имеет. Конечно, кроме того, что Трамп - там главный.
"Трамп хочет мирных соглашений и заслуг. Детали его меньше волнуют", - рассказал журналистам один бывший чиновник администрации.
Одной из проблем того, что внешней политикой США занимаются друзья президента, а не государственный аппарат, является хаотичность и несогласованность действий каждого из этих друзей.
"Действительно опасно, когда несколько человек независимо ведут переговоры", - сказал Ричард Хаасс, бывший советник государственного секретаря США в администрации Джорджа Буша.
Например, по войне в Украине в течение последних нескольких месяцев существовало несколько параллельных переговорных треков: с россиянами говорил Уиткофф и с недавних пор Кушнер, с украинцами - Кит Келлог, с европейцами - Рубио и в меньшей степени Вэнс.
"Гораздо лучше, когда один человек знает обо всем, что говорится всем, определяет, что говорить всем, и руководит компромиссами. Когда на кухне слишком много поваров, невозможно гарантировать, что то, что говорится Украине, то, что говорится Европе, и то, что говорится России, будет согласовано между собой", - сказал Хаасс.
Как отмечает Politico, в этом году команда Трампа существенно сократила бюрократический аппарат, в том числе и некоторые комитеты Совета национальной безопасности - важного государственного органа, с которым обычно советуются президенты США при принятии решений. Это, а также недоверие Трампа к государственным институтам в целом, создали ситуацию, когда президент принимает решения без консультации с профильными специалистами.
"Идея о том, что Украина никогда не примет план из 28 пунктов, - это то, что эксперты будут знать сразу. [Но] им (Трампу и его друзьям - УНИАН) все равно, поскольку они просто хотят заставить Украину это проглотить", - рассказал бывший чиновник Совета нацбезопасности.
Иво Даалдер, бывший посол США в НАТО во времена президента Барака Обамы, отметил, что при таких обстоятельствах "никого не должен удивлять хаос", который наблюдается в попытках Трампа положить конец войне в Украине.
"Это то, что происходит, когда нет реального процесса разработки политики, предоставления рекомендаций, взаимодействия с иностранными правительствами и определения четкого направления", - сказал он.
Как писал УНИАН, похожую оценку дипломатическим подходам Трампа дал аналитик Мэтью Сайед в колонке для The Times. В ней он утверждает, что при действующем президенте внешняя политика США потеряла признаки национальной стратегии и превратилась в инструмент личного обогащения. Он привел примеры, как таможенные тарифы для Вьетнама внезапно смягчились после миллиардных сделок в недвижимости для приближенных к Трампу компаний. То же самое произошло с тарифами для ОАЭ и Саудовской Аравии.
Сайед описывает атмосферу в окружении Трампа как "культ личности", где чиновники и мировые лидеры демонстрируют унизительную лояльность, пытаясь обезопасить себя уступками, подарками и выгодными сделками. Он предупреждает, что такое поведение подрывает европейское единство, стимулирует крайних националистов и ставит под угрозу поддержку Украины.