Иллюстрация / REUTERS

Евросоюз пережил долговые штормы еврозоны, миграционный кризис и Brexit. Но коронавирус может стать еще более сокрушительным. Бывший председатель Еврокомиссии Жак Делор, который помогал построить ЕС в современном виде, сделал редкий шаг вмешательства и в прошлые выходные предостерег, что нехватка солидарности "представляет смертельную угрозу для Евросоюза".

Бывший глава правительства Италии Энрико Летта тоже заявил, что организация встала перед "смертельным риском" из-за глобальной пандемии.

Читайте такжеПрезидент Европарламента сравнил кризис из-за коронавируса со Второй мировой

Видео дня

"Мы столкнулись с кризисом, который отличается от всех предыдущих", - сказал он The Guardian, пояснив, что это частично обусловлено непредсказуемым течением пандемии, а частично тем, что "европеизм" был ослаблен другими кризисами за прошлое десятилетие.

"Коммунитарный дух Европы сегодня слабее, чем 10 лет назад", - сказал Летта, добавив, что самая большая угроза для ЕС - это "вирус Трампа". Если все перейдут к стратегии в духе "Италия прежде всего", "Бельгия прежде всего" или "Германия прежде всего", это приведет к тому, что "мы все утонем вместе".

"Это точно определяющий момент для европейского проекта", - сказала бывший советник председателя ЕС по вопросам внешней политики Натали Точчи.

"Если все пройдет плохо, есть реальный риск, что союзу придет конец. Националистический популизм усиливается", - добавила она.

Точчи указала, однако, на то, что в Италии правый радикальный лидер Маттео Сальвини потерял популярность. В настоящее время профессор юридического дела Джузеппе Конте, который стал премьер-министром, пользуется большей поддержкой.

"С определенной точки зрения, общество на самом деле хочет рационального, умеренного, успокаивающего, но твердого лидера", - добавила она.

Читайте такжеBild: "Друзья Путина" заставили Италию принять бесполезную "помощь" России против COVID-19

The Guardian пишет, что Европа отходит от первоначальной реакции в духе "свои в первую очередь", когда страны накладывали запреты на экспорт важных медицинских средств, возвращали жесткие границы и бросали других европейских граждан на обочине. Германия, Австрия и Люксембург теперь открыли свои больницы для пациентов из стран, которые больше всего пострадали от коронавируса. Франция и Германия передали Италии больше медицинских масок, чем Китай, отмечают руководители ЕС. В союзе начали распространять данные этой статистики в социальных сетях из-за тревоги, что объединение проигрывает "в глобальной войне нарративов" о "политике щедрости". На начальной стадии кризиса Россия и Китай демонстративно отправляли помощь Италии в то время, когда ее ближайшие соседи не откликнулись на призыв Рима о помощи.

Хотя европейские лидеры пришли к согласию относительно реакции на кризис в здравоохранении, пообещав обновить систему управления кризисами в ЕС, профинансировав разработку вакцины и совместные закупки медицинского оборудования, страны остаются разделенными в вопросе, как помочь экономикам пережить шторм. Коронавирус вскрыл старые раны кризиса в еврозоне, вернув стереотипы о "расточительных" южных европейцах и "жестких" жителей севера.

"Каждый кризис сокращает доверие между странами-участницами и в пределах всей системы. Это большая проблема", - сказала бывший советник комиссара ЕС по вопросам расширения Хизер Грабб.

Европа до сих пор поделена на два лагеря в вопросе, как разобраться с экономическими последствиями COVID-19. Франция, Италия, Испания и по меньшей мере десяток других стран хотят заключить конвенцию о выпуске совместного долга еврозоны, так называемые "корона-бонды". Германия, Австрия и Нидерланды против этой идеи. На саммите на прошлой неделе европейские лидеры не смогли договориться, передав проблему министрам финансов, которым доверили поиск способа выйти из тупика до следующей недели.

Читайте такжеDer Spiegel: Европа проигрывает в пиар-битве с Россией в разгар пандемии COVID-19

Тем временем, кризис коронавируса угрожает тем, что отвлекает внимание ЕС от эрозии демократических стандартов в Венгрии. Новый закон о чрезвычайной ситуации стал кульминацией десятилетнего проекта Виктора Орбана по созданию централизованной власти. Это делает Венгрию первой страной ЕС, которую Freedom House признает "частично свободной".

"Орбан искусен в выборе политического момента. Он часто делал такое в прошлом, когда политики в других странах отвлекались на что-то другое. Он вводит новые меры и ждет, когда шум стихнет", - объясняет Грабб, которая теперь возглавляет Open Society European Policy Institute.

Профессор права в ЕС Люк ван Мидделар, который работал на президента Европейского совета во времена кризиса в еврозоне, убежден, что ЕС может придумать способ избавиться от нынешних расколов.

"ЕС изначально плохо подготовлен к решению любых кризисов или непредвиденных ситуаций. Однако, каждый раз под давлением событий он придумывал решение", - говорит эксперт.

Читайте такжеThe Telegraph: Мафия Италии наживается на пандемии COVID-19

Он напоминает, что во времена кризиса в еврозоне понадобилось "два года драмы и предсмертных состояний", чтобы в конце концов создать европейский банковский союз.

"На этот раз у нас нет так много времени. И именно это и тревожит", - сказал Мидделар.

Натали Точчи, которая занимает должность директор Института иностранных дел Италии, считает, что ЕС может спасти ситуацию, если выведет спор о "корона-бондах" в более "спокойное, техническое" русло.

"Кто на самом деле будет выпускать эти бонды? На что пойдут эти бонды? Если кто-то сможет дать точные технические ответы на эти вопросы, тогда появится возможность растопить лед, который делал эти дебаты такими поляризированными", - считает эксперт.

Реакция европейских лидеров сформирует общественное мнение. Когда итальянцы почувствовали, что Европа бросила их на произвол судьбы в начале пандемии, уверенность в европейском проекте сократилась. Опрос, проведенный 12-13 марта, показал, что 88% итальянцев считали, что Европа не поддерживает их страну. А 67% ответили, что членство в ЕС вредно. Это знаковый результат для страны, которая была соучредителем Евросоюза.