Кинорежиссер Вилен Новак: На главные роли в "Почему я жив" планировались Богдан Ступка и Алексей Петренко. Оба согласились, но не дожили до начала съемок

Интервью

Легенда украинского кинематографа Вилен Новак в эксклюзивном интервью УНИАН рассказал о новом фильме "Почему я жив", вошедшем в пятерку претендентов-выдвиженцев на "Оскар" от Украины, и поделился секретами, которые остались "за кадром" его популярных работ.

Народный артист Украины, один из старейших кинематографистов страны Вилен Новак известен рядом нашумевших фильмов. В их числе – "Дикая любовь" - лидер проката 1994 года и "Принцесса на бобах" – лидер проката 1997-го. На прошедшем в августе текущего года 12-м Одесском международном кинофестивале, вне конкурса представили новую ленту 83-летнего режиссера – "Почему я жив" ("Чому я живий), поставленную по сценарию известного драматурга Евгения Митько. Это история любви 17-летних Фроси и Ленчика, украинки и еврея. Действия происходят в Мариуполе в годы Второй мировой войны. В основе сюжета–автобиографическое произведение Митько, так и не дожившего до его экранизации.

Эта трагикомедия под другим названием ("Теперь я турок, не казак") задумывалась еще в 1990-х, но снята на Одесской киностудии только сейчас–после Одиннадцатого конкурсного отбора Госкино. Недавно стало известно, что лента включена от Украины в число претендентов на выдвижение на премию "Оскар" Американской академии кинематографических искусств и наук в категории "Международный полнометражный фильм". Результаты национального отбора огласят на текущей неделе, а в прокат картина выйдет в ноябре.

Вилен Захарович, фильм "Почему я жив" на 12-м ОМКФ вызвал настоящий ажиотаж… Почему он не был включен в конкурсную программу?

Если честно, я не знаю. С этим вопросом обращался в оргкомитет фестиваля. Спрашивал, в чем проблема, а мне ответили в духе: "Зачем тебе это надо?".Дескать, в конкурсе молодежь участвует, ты должен быть выше…

В сентябре, на побережье Азовского моря, прошел международный кинофестиваль "Кино и ТЫ", на котором этот фильм стал победителем…

Фестиваль проходил в райском месте – в поселке Урзуф Мариупольского района. По существу, на родине Евгения Митько – уроженца Мариуполя, ставшего очевидцем событий, которые легли в основу картины. Люди восприняли ее очень хорошо.

Почему кино о событиях в Мариуполе снималось в Одессе и Одесской области?

Накануне съемок, в 2020 году, я был в Мариуполе и обошел вдоль и поперек всю тамошнюю слободку, где произошла реальная история. Потом, вернувшись в Одессу, изучил местность и понял: слободка от слободки ничем не отличается. Разве что – морским побережьем. Там пологий берег, а у нас – спуски-подъемы. Другими словами, не было особого смысла ехать на съемки в Донецкую область. Кроме того, для выезда на локацию в Мариуполь требовалась дополнительно значительная сумма, которой попросту не было. Поэтому решили снимать здесь – в Одессе и в селе Ковалевка. 

Правда ли, что Евгений Митько доверил именно вам экранизацию своего автобиографического произведения и отказал другим режиссерам?

Рассказ Митько "Теперь я турок, не казак" (таким было и рабочее название картины, – УНИАН) был опубликован еще в 1989 году, в 12-м номере журнала "Искусство кино". Впервые услышал об этом примерно тогда же от Олега Школьника (народный артист Украины, – УНИАН), который пересказал мне эпизодо том, как повесился еврей – один из основных героев... Меня зацепило. Попросил помощников найти журнал. Прочитал, и мое сердце осталось с этим рассказом. Евгений Митько пережил оккупацию и стал очевидцем страшных событий, которые изложил на бумаге. 

В 2000 году виделся с ним в Москве, где он тогда уже проживал. Просидели вместе целый день… Дело в том, что раньше он обещал этот сценарий своему другу – кинорежиссеру Геннадию Полоке (снял ленты "Республика ШКИД", "Око за око" и другие, – УНИАН), а тут – я…. Мы проговорили много часов, объяснял ему, как вижу фильм. И вечером Митько сказал: "Все! Я отказываю Полоке, и отдаю сценарий тебе. Никому больше не дам, потому что ты меня правильно понимаешь. И возьму за сценарий по самой низкой шкале". "Шкала" тогда была от 20 до 100 тыс долларов.

Тогда я понял: обязательно сниму этот фильм. Вернулся в Одессу, написал режиссерский сценарий, и даже сделал титульный лист, датированный 2001 годом.

Два десятилетия… Что помешало сделать фильм раньше?

Все просто – безденежье. Искали спонсоров, не было продюсера, который бы взялся за дело и довел его до конца. Я лично обращался ко многим, а в ответ слышал: "Ой, какой хороший получится фильм…". И на этом все завершалось. Правда, мы несколько раз запускались. Так, появился один очень состоятельный человек из Киева, который захотел продюсировать ленту. Начали работу, а он уехал на неделю в Буковель, кататься на лыжах, и там пропал: толи его убили, толи что-то другое…

Дело сдвинулось с мертвой точки, когда за дело взялся Андрей Алексеевич (руководитель Одесской киностудии, продюсер фильма "Почему я жив" Андрей Осипов,– УНИАН). Вместе мы боролись, в 2019 году все лето ушло на питчинги. Некоторые думали, что я не потяну физически и предлагали в помощь кого-то помоложе… Но я отказался, сказал, что могу пока сам… (смеется). И спросите любого из съемочной группы, кто был самым энергичным на площадке. Каждый ответит: "Новак". Я бегал от плейбэка на площадку, работал с актерами, отрабатывал мизансцены…

Почему отказались от названия "Теперь я турок, не казак"?

Это больной вопрос. Я боролся за него до последнего, но продюсер сказал, что под такое название люди не пойдут в кинотеатр. Я снимал трагикомедию, и "Теперь я турок, не казак" – поэтическое, очень глубокое гениальное название. Оно подходит к современности. Да и придумал его сам Митько. Жаль, что, не читая, подписал контракт, согласно которому не могу настаивать на названии. Так вышло: когда проект, наконец-то, утвердили, у меня была лишь одна мысль: снимать-снимать-снимать…

Как вы отбирали актеров?

Оговаривался каждый персонаж, включая рост, вес, глаза. Мне показывала фото, и я отбирал, кого пригласить на собеседование. Одного из основных персонажей – Фросю – сыграла Анастасия Маркив. Увидел ее случайно, когда смотрел "Х-фактор" (участница 10-го сезона телепрограммы,– УНИАН). Любопытно то, что обычно, эту передачу не смотрю, а тут – потянуло. Увидел Настины потрясающие глаза и все – оторваться не мог… Она мольфарка (в культуре гуцулов — человек, обладающий сверхъестественными способностями, могущий управлять погодой, быть целителем и прочее, – УНИАН). Я знаю – встречал как-то Новый год в горах, и видел таких людей. Они немножко странные, но мне очень нравятся. Пробовал на роль Фроси и других, но заинтересовала меня Настя.

По часу говорил с каждым утвержденным актером. Мне было комфортно работать с Ирой Мельник. С потрясающими Виктором Ждановым (известен по фильмам "Захар Беркут", "Домой", "Киборги. Герои не умирают"),Артемом Вильбиком ("Я тебя найду", "Судья", "Отель "Купидон")….

Народный артист Украины Алексей Горбунов согласился на роль в ленте, даже не читая сценарий. Мы знакомы долгие годы – снимал его больше 30 лет назад в драме о штрафбате "Гу-га". Сейчас взял Алексея без проб: просто решил – Горбунов и все...

А в 2000-м, когда начинали работу над фильмом – писали режиссерский сценарий, кого-то намечали на главные роли?

Понятно, ведь нынешних актеров еще не было... Предлагал роли народным артистам: Богдану Ступке и Алексею Петренко. Так, персонажа-украинца должен был играть великолепный Ступка, а еврея – Петренко (он виртуозно сыграл Фроима Грача в фильме Юнгвальда-Хилькевича "Искусство жить в Одессе" по рассказам Исаака Бабеля, – УНИАН). Оба читали сценарийи оба согласились. Увы, оба не дожили до начала съемок. В картине эти роли достались Жданову и Вильбику.

Кто бы сыграл Фросю?

Об этом тогда не думал. Мне важны были, в первую очередь, эти персонажи, потому что они – основные. Между ними все происходит… До Фроси тогда не дошло, а потом нашли Настю, которая победила при отборе. Как-то в шутку спросил задействованного в картине известного актера Георгия Делиева: "Как тебе девушка?". А он, чуть ли не вздрагивая: "Да, ну, не могу…". Это все из-за взгляда ее необычного (смеется).

Как же вам с "мольфаркой" работалось?

Отлично. Она очень органична, все делала, как нужно. Настя же не актриса, она не играла, а жила этой ролью. Аналогично – по глазам – когда-то нашел Наташу Вавилову (ленты "Москва слезам не верит", "Розыгрыш" и другие, – УНИАН). Тогда выбирал актрису для фильма "Красные дипкурьеры". Помню, как претендентки заходили одна за другой – все что-то не то… Вдруг – Вавилова… Огромные глазищи! Я понял: это она – и не ошибся. Так что она – тоже мое открытие.

Были ли какие-то непредвиденные ситуации во время съемок "Почему я живой"?

Да, с той же Настей. Мы с ней заранее оговорили все откровенные сцены, в частности, купание в море… Но в одной из них, где героиня должна была обнажиться по пояс, Анастасия наотрез отказалась раздеться. Мы с ней сильно поругались. Она уперлась, мол, именно эту сцену не обозначили. Действительно, все согласовали, а эту как-то пропустили. Так и осталось… Еще один эпизод, где Фрося признается в любви, должна быть более эротичная… Но здесь мне оператор свинью подложил. Дело в том, что для съемок издалека привезли "голливудскую" супертехнику – какую-то "машину" с выдвигающейся лапой. Я-то думал, что во время съемки буду совсем рядом с актерами, а там эта "лапа" снимала без меня. То есть, сцену мы прорепетировали на песке, но в море я с ними не был. В общем, вышла там героиня немножко "суховатой"…

Непредвиденные ситуации во время съемок случаются, и нужно быстро придумывать, как из них выходить. Вот по задумке нужна была яблоня, а на локации она не растет. Но нужное дерево достали – поехали в зелентрест, договорились, привезли и вкопали в землю. Получилось очень натуралистично, и эпизод вышел хороший. Правда, до меня доходили некоторые слухи о недовольных: дескать, совсем того-этого, зачем ему яблоня… Если начистоту, не все важные кадры вошли в картину. Ее стремились сократить, и вырезали их без моего ведома. Из-за этого даже хотел снять свое имя с титров фильма…

Может, в перспективе сделать еще и сериал "Чому я живий", и включить в него весь оставшийся материал?

Мне и раньше, незадолго до последнего запуска картины, один влиятельный человек предлагал делать сериал. Я попросил время до утра, чтобы подумать. Пришел и сказал: нет, многосерийного фильма не будет – этим можно испортить глубокую вещь...

Трейлер фильма "Почему я живой"

Сценарист Евгений Митько, будучи ребенком, пережил события, ставшие основой для фильма. А насколько сюжет близок Новаку – не режиссеру, а человеку, который родился накануне Второй мировой войной?

В фильме есть эпизод, который я снял по своим личным воспоминаниям. События происходили, когда мне было лет пять... (военные годы, – УНИАН). Во время бомбардировки мы сидели под стенкой: мама и старшая сестра меня крепко держали, потому что я, обезумев от страха, дико кричал, все время пытался вырваться и убежать. Куда и зачем – сам не знаю… Бежать-то было некуда – вокруг рвались снаряды. В это время напротив, под другой стенкой, сидел красноармеец, и… ел пирожки. Представьте: вой сирен, летят бомбы, а человек уплетает за обе щеки и еще мне подмигивает. Наверное, он хотел меня успокоить… Вот, в фильме есть похожий эпизод – солдат, а на него смотрит мальчик, прототипом которого является юный Женя Митько.

Как полагаете, если бы ситуация повторилась – началось бы целенаправленное истребление евреев или представителей другой нации. За их предательство – поощрение, за укрывательство – расстрел, как это было десятилетия назад и как показано в вашем фильме… Вот, сейчас современные украинцы пытались бы спасти массово преследуемых людей?

Сегодня это проявилось бы в меньшей мере, но такие порывы души не могут пропасть бесследно. Поверьте, я специалист в человеческих отношениях – об этом всегда делал кино. Так здорово, когда есть преданность, милосердие. Об этом нужно всегда говорить и снимать, а не плодить бесконечную стрельбу и мордобой. Рекомендую посмотреть мою "Гу-га" (полуторачасовая драма 1989 года о штрафбате в период войны, – УНИАН). Да, там полфильма стреляют, но есть и любовь, и дружба, и эротика, и грязь… На съемки мы выезжали непосредственно туда, где происходили реальные события: в Среднюю Азию с ее каракуртами, в Беларусь…  Построили лагерь для штрафбата, ДОТы, ДЗОТы. Согласно сюжету, солдаты должны были падать в болото. Говорю: "Ложись", а они стоят. Скова командую: "Ложись", – игнорируют. Смотрят на меня и все… Повторялось так несколько раз. Потом один из них мне отвечает: "Сам ложись!". И мне пришлось лечь! Плюхнулся рядом с ними лицом в грязь, и только тогда легли и они. "Гу-га" – тяжелейший фильм, во всех отношениях. Как я его снял, сам не знаю.

"Принцесса на бобах" и "Дикая любовь" становились лидерами проката… А вы сами какой свой фильм считаете наиболее успешным, удачным?

Как ни странно, мне нравится "Вторжение". Он очень сердечный. Это такая простенькая, милая картина. И народ ее почему-то любит. (Премьера мелодрамы "Вторжение" состоялась 40 лет назад, действо развивается в годы Второй мировой войны. Одну из главных ролей сыграла Наталья Вавилова, – УНИАН). 

Вы уже несколько раз упомянули глаза актеров – Маркив, Вавилова…

Люблю крупные планы. Вот в "Дикой любви" тоже нужны были глаза героини, но у актрисы Ксении Качалиной никак не получалось. Тогда предложил накапать ей в глаза "Атропин" (эти капли расширяют зрачки, – УНИАН). А она наотрез отказалась: мол, зрение ей, молодой и красивой, испортят. Тогда я вот что придумал. Говорю: "Идем вместе, сначала мне закапают, а потом – тебе". Только тогда она согласилась. В аэропорту, где по существу снималась финальная сцена, нашли доктора: в глаза капали и мне, и Качалиной... Елки-палки, я полчаса вообще потом ничего не видел…

Ваши ленты очень реалистичны, а финал порой кажется неоднозначным. В той же "Принцессе на бобах" Нина – героиня Елены Сафоновой –в конце уезжает от влюбленного в нее предпринимателя Пупкова (Сергей Жигунов), как кажется, в никуда… Объясните, они остались вместе? У них что-то получится в будущем или нет?

С Сафоновой мы сидели полночи, и разговаривали о том, что она должна сделать. Я сказал: "Лена, надо дать зрителям понять, что все будет хорошо. Но сделай это глазами". Мне показалось, что ей удалось. У Нины в финале просветленный взгляд, эскалатор останавливается. Значит, все будет хорошо. Другого пути нет – только к счастью.

То есть, вы не хотите, чтобы все было предельно ясно и просто как в американской "Красотке", где Ричард Гир с букетом поднимается по лестнице с Джулии Робертс?

Нет. Люблю, когда люди "разговаривают" молча. Хочу, чтобы зритель мыслил. Вот вы меня спросили насчет "Принцессы на бобах", значит, были не уверены. Задумались…

Действительно верите в реальность таких сказок со счастливым финалом?

Да. Я верю...

У вас есть какие-то творческие планы?

Недавно сказал, что больше ничего снимать не буду. Возможно, сказал это преждевременно. Меня буквально забросали сценариями. Есть кое-какие мысли. Но нужно сначала посоветоваться со своим телом. Я же не всегда буду самым реактивным в съемочной группе.

Лариса Козовая