Иткин рассказал, как украинская титановая отрасль избавляется от зависимости от РФ и олигархов

Руководитель ОГКХ Владислав Иткин: Больше ни одной вражеской ракеты не будет сделано из украинского сырья

13:51, 15.12.2022
18 мин. Интервью

И.о. председателя правления украинского предприятия, которое входит в ТОП-5 мировых производителей титановых концентратов, "Объединенной Горно-Химической Компании (ОГКХ) – Владислав Иткин рассказал УНИАН, как украинская титановая отрасль, приспособившись к условиям военного времени, избавляется от зависимости от РФ и олигархов, углубляет сотрудничество с США и уничтожает шансы России на восстановление экспортного потенциала этого важного "металла будущего".

Как крупнейшее предприятие титановой отрасли Украины переживает войну, блэкаут, блокировку портов?

Трудно, но стойко, как и все в Украине. Из-за обстрелов и аварийных отключений энергии существенно снизились объемы добычи. Очень ощутимым стало также блокирование морских портов и снижение пропускной способности пограничных переходов. Но мы не замораживали производство, продолжаем работать и стабильно приносим прибыль в госбюджет.

Наши работники – это настоящие "герои тыла", которые продолжают работать с четким пониманием того, что от нас зависит не только поставка сырья для отечественных производителей оружия, но и наполнение бюджета для финансирования наших военнослужащих.

Видео дня

Были ли на ваши предприятия вражеские прилеты, и как вы справляетесь с их последствиями?

Да, попадания были. Из соображений безопасности я не буду вдаваться в детали. Но могу ответственно сказать, что у нас действуют четкие протоколы безопасности на любой чрезвычайный случай. Благодаря этому, к счастью, человеческих жертв нам удалось избежать. А железо и бетон мы восстановим.

Что же изменилось в условиях работы ОГХК с 24 февраля?

Во-первых, это безопасность наших работников. Во-вторых, из-за проблем в энергетической сфере мы внесли изменения в режим работы. В-третьих, больше внимания стало уделяться экономии ресурсов. В целом, мы достаточно быстро адаптировались к новым условиям.

Еще до начала войны ОГХК был внесен в список объектов "Большой приватизации". По вашему мнению, насколько актуальна и целесообразна идея продажи стратегически важного госактива в частные руки?

Приватизация – это не цель, а средство. Если для решения задач, стоящих перед отраслью и экономикой в ​​целом, нужны большие инвестиции и инновационные технологии, которых нет сегодня у государства, то приватизация является вполне оправданным шагом.

Если у государства появятся собственные возможности эффективно развивать этот актив, то решение может быть и другим.

На ОГХК больше внимания стало уделяться сохранению ресурсов и экономии / фото umcc.com.ua

Ответы на эти вопросы являются исключительной прерогативой исполнительной власти. Моя обязанность сегодня – обеспечить эффективность работы предприятия, уберечь трудовой коллектив и ресурсную базу, зарабатывать деньги для бюджета и обеспечить высокую рыночную стоимость ОГХК.

Что вы думаете о возможной интеграции титановой отрасли в стратегию послевоенного развития собственного оборонно-промышленного комплекса?

Вне зависимости от формы собственности в будущем, если предприятия и отрасль будут развиваться на новом технологическом уровне, украинский титан будет работать на отечественный ОПК. Самолеты, дроны, флот, ракеты, спутники и подобное – все это требует большого количества титанового сырья, добычу которого мы способны обеспечить сами.

Вообще нынешняя война – поворотная точка для отечественной металлургии. С одной стороны, коренным образом перестраиваются экспортные стратегии, многие активы уничтожены или существенно повреждены. С другой стороны, послевоенные программы типа "План Маршала для Украины", "Большая стройка", возрождение отечественного ОПК и восстановление разрушенной инфраструктуры – создадут мощный спрос на материалы для строительства и конструирования. После победы придется несколько лет всем работать в три смены, чтобы построить новую Украину.

Как вы относитесь к идее нынешнего главы Фонда государственного имущества Рустема Умерова относительно создания Суверенного Фонда, который формировался бы за счет доходов от эффективного управления госактивами?

Новое руководство Фонда госимущества профессионально и современно в своих взглядах на будущее. Лично мне нравится, что ФГИ начинает ощущать себя не риэлтором, а стратегическим штабом и настоящим хозяином госактивов.

Если мы двигаемся в сторону постиндустриальной экономики и "базового гарантированного дохода", то Украине понадобится целая сеть подобных фондов, которые будут инвестировать в создание новых активов, управлять существующими, аккумулировать доходы и т.д.

ОГХК может быть бриллиантом в короне любого фонда, говорит Иткин

Президент Украины Владимир Зеленский еще до войны, насколько я помню, дал поручение правительству начать формирование Фонда будущих поколений, который, по сути, также является одной из вариаций современных суверенных фондов.

ОГХК может быть бриллиантом в короне любого фонда, ведь, даже несмотря на трудные времена, мы являемся одной из тех немногих государственных компаний, которая постоянно генерирует прибыль, а не тянет деньги из бюджета. Мы с этой задачей успешно справляемся, и я горжусь результатами работы нашей команды.

Война форсировала процесс деолигархизации украинской экономики. Часть таких активов физически потеряна, часть не работает, а что-то государство начинает брать под собственное управление. Какие процессы сейчас происходят в титановой отрасли, учитывая тот факт, что около половины мощностей по производству сырья контролируется структурами Фирташа?

Начну с главного – безусловным лидером отрасли сегодня является ОГХК, которая впервые в своей истории не находится под контролем ни одной из финансово-промышленных групп. Думаю, с этим очевидным фактом никто не будет спорить.

Есть на рынке и другие неолигархические активы, такие как компания "Велта", достаточно мощная как в плане производства сырья, так и в вопросах экспорта и внедрения новых промышленных технологий.

Есть предприятия, по которым в предыдущие годы прошелся "каток олигархии", и до сих пор они страдают от этого. Это, прежде всего, "Сумыхимпром", а также Запорожский титано-магниевый комбинат, который государству удалось вернуть, но которой находится в далеко не лучшем состоянии.

Также есть переходные активы – это месторождения и горно-обогатительные комбинаты, потерявшие или потенциально теряющие своих олигархических владельцев.

Есть олигархический "бизнес из прошлого", который также продолжает существовать, но без паразитарных схем и влиятельных лоббистов во власти, он не демонстрирует никаких поразительных результатов и постепенно теряет позиции. Скорее всего, нынешние собственники начнут постепенно избавляться от этих активов.

Можно с уверенностью сказать, что будущего у олигархии в титановой отрасли нет.

Я уверен, что после войны в отрасль придут новые игроки, новые технологии, новые инвестиции и новые управленческие подходы. Двадцатилетний период перераспределения, паразитных схем, зависимости от россиян и олигархов, а, в конце концов, и бесхозяйственности и топтания на месте – завершится новым подъемом.

Уже несколько месяцев вы боретесь за Селищанское месторождение титановых руд в Житомирской области со структурами Group DF Дмитрия Фирташа. Как развиваются сейчас события и какими будут ваши прогнозы?

Прежде всего, следует отметить, что мы не являемся субъектом судебного спора. Для нас ситуация максимально прозрачна и очевидна: олигарх на законных основаниях был дисквалифицирован и отстранен от участия в соглашении на приобретение месторождений по требованию правоохранительных органов, и мы автоматически стали победителями конкурса по приобретению разрешения на этот объект.

Я вообще не понимаю, зачем все это дело Фирташу, ведь он в любом случае не сможет владеть этим месторождением, учитывая многочисленные персональные и корпоративные санкции: национальные, иностранные и международные.

ОГХК в последнее время удалось очиститься от коррупции, незаконных схем, воровства и других пережитков прошлого / фото dp.ua

А для нас это действительно выгодное дело, ведь разрешение на Селищанское месторождение повышает капитализацию ОГХК сразу на 54 миллиона долларов. Мы не собираемся поступаться, за нами правда и закон.

Если кто-нибудь из представителей судейского корпуса потерялся во времени и решил подыграть олигарху, то, я уверен, государство исправит это недоразумение.

Совсем недавно ОГХК заявляла о давлении со стороны правоохранителей и блокировании ее экспортных контрактов "Госэкспортконтролем". С чем связаны эти процессы, и в чем состоят претензии к ОГХК?

ОГХК в последнее время удалось очиститься от коррупции, незаконных схем, воровства и других пережитков прошлого. Одним это, конечно, не нравится, а другим – трудно в это поверить. Первые пытаются лить на нас грязь, а вторые – с упорством на нее реагируют, не разобравшись в вопросах по существу. Вот и все.

Что касается "Госэкспортконтроля", то проблема действительно существует, но мы надеемся, что она в ближайшее время будет решена. Вопрос здесь не в ОГХК, "Велте" или других титановых компаниях, а в совершенствовании самого существующего механизма. Государства должно быть столько, сколько нужно, а рыночной свободы – сколько возможно. А не наоборот.

Мы делаем для государства стратегически важное дело и просим нам, по крайней мере, не мешать.

Большой контракт с американской дочерней компанией всемирно известного мирового химического гиганта значит для Украины гораздо больше, чем экономические доходы и новые рынки сбыта. Заключив долгосрочные партнерские отношения с такими мощными компаниями, мы становимся частью логистических цепей и поставщиками материалов titanium, официально считающихся критически важными для американской экономики. Насколько это серьезно, говорит тот факт, что список критических технологий, материалов, путей снабжения формируется и отслеживается Советом Нацбезопасности США.

В США, напомню вам, есть собственные производители титановой руды, однако этих возможностей недостаточно для покрытия существующих постоянно растущих потребностей. США вынуждены не только импортировать большое количество руды и титановой губки, но и диверсифицировать поставки и искать замену поставщикам из Китая и России, противостояние с которыми все обостряется.

По данным Геологической службы США, в прошлом году украинский ильменит составлял около 5% мирового производства руды, используемой для производства титана.

Крупный контракт с американской дочерней компанией всемирно известного мирового химического гиганта значит для Украины значительно больше, чем экономические прибыли / фото REUTERS

То есть мы по своей ценности становимся для США в один уровень с такими странами как Израиль или Великобритания. Для Украины это тоже важный геополитический шаг вперед.

Неофициальное пособничество в поставках титанового сырья российским потребителям и неэффективный экспортный контроль – "ахиллесова пята" и традиционный пункт обвинений в адрес ТОП-менеджмента ОГХК. Что изменилось в этих вопросах с вашим появлением во главе компании? Какие конкретно мероприятия были реализованы?

Во-первых, ОГХК имеет официально законтрактованные ведущими западными компаниями значительные объемы ильменита. Речь идет о десятках тысяч тонн продукции и о многолетних планах сотрудничества с американской компанией, которая является старейшей среди западных покупателей ильменита Вольногорского горно-металлургического комбината, и эту компанию никак невозможно обвинить в какой-либо непрозрачности.

Для нас важно иметь таких партнеров, у которых есть значительный опыт на рынке, и которые могут быть полезны для обеспечения долгосрочных продаж и технического перевооружения нашей компании. Особенно интересны ведущие игроки из США, которые не только могут предложить стабильный спрос, но и значительно продвинулись вперед в разработке современных технологий производства металлического титана, который можно получать с гораздо меньшими затратами ресурсов и минимальными вредными выбросами в окружающую среду. Сегодня эти технологии являются драйвером развития всей титановой отрасли.

Во-вторых, мы работаем только с теми компаниями, у которых есть, так сказать, легальная юрисдикция. Не с офшорами, не с новорожденными фирмами, не с маленькими непонятными конторами, за спинами которых обычно прячутся общеизвестные и печально известные украинские лица.

Ну, и, конечно, мы постоянно совершенствуем корпоративные процедуры комплаенса, то есть проверки контрагентов и работу нашей собственной службы безопасности. В этих вопросах мы активно сотрудничаем с правоохранителями. Мы стараемся всячески предотвратить не только безосновательные коррупционные обвинения, но и возможные попытки врага нас "подставить".

Моя позиция следующая: больше ни одного вражеского самолета, ни одной ракеты не будет сделано из украинского сырья!

Больше ни одного вражеского самолета, ни одной ракеты не будет сделано из украинского сырья, подчеркнул Иткин / скриншот

Какими вы видите сценарии развития титановой отрасли Украины без рынков России и перспективы российского титанового производства без украинского сырья?

Мы контролируем около 20% зафиксированных мировых запасов высококачественных титановых руд. У нас есть 40 уже известных титановых месторождений. Мы уже сегодня поставляем продукцию ОГХК в более чем 30 стран мира. У нас есть уникальный кадровый потенциал в производстве и чрезвычайно мощная отраслевая наука. Я уверен, что после войны нас ждет небывалый до этого подъем отрасли.

Титан – это не только "металл войны", но и "металл будущего". Новейшие технологии производства делают его значительно дешевле, доступнее, разнообразнее в своих свойствах и сферах применения. Производители летательных аппаратов, электромобилей, разнообразных бытовых гаджетов и т.п., все заинтересованы в появлении нового поставщика высококачественного титана, обладающего собственной мощной сырьевой базой.

В целом, я считаю, что одним из приоритетов послевоенной стратегии развития Украины должно стать построение, или, скорее, в нашем случае "достройка" пяти ключевых производственных циклов: оружейного, ядерного, авиа-космического, полупроводникового и, конечно, титанового. И это не блажь, а вопрос нашего дальнейшего выживания и развития на собственной ресурсной, технологической и производственной базе.

А что касается РФ, то без украинского сырья, без собственных добывающих мощностей, западных технологий и иностранных инвестиций их титановая промышленность быстро деградирует и придет в упадок. Ни Иран, ни Китай им не помогут.

Благодаря украинскому титану российская титановая отрасль появилась на свет, благодаря ему она и развалится.

Может ли правительство США выступить инвестором в развитие титановой отрасли Украины?

Такие ожидания есть. Действительно, строительство новых мощностей по производству критических металлов-titanium с использованием современных "зеленых", безотходных и энергонезависимых технологий в Украине может быть профинансировано правительством США. Администрация Байдена сейчас рассматривает финансирование около дюжины зарубежных проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, таких как титан, для решения проблем по поставкам сырья в США. Более того, добыча никеля в Бразилии уже финансируется по такой программе.

Дело в том, что Украина с ее ресурсами и потенциалом фактически становится вместо России "промышленным тылом" западного мира. С началом войны весь мир ощутил нашу ведущую роль в глобальной продовольственной безопасности. То же происходит сегодня с титановым сырьем и будет происходить еще по многим другим позициям: прежде всего, в добыче редкоземельных металлов. Посему к этому следует готовиться, чтобы не упустить шанс и быть в выигрыше. Обратите внимание, что уже второй год к законопроекту об оборонных расходах США вносятся пункты об усилении американо-украинского сотрудничества в титановой отрасли, чтобы избавиться от импортной зависимости от РФ и Китая.

Украина с ее ресурсами и потенциалом, фактически, становится вместо России "промышленным тылом" западного мира / фото ua.depositphotos.com

В какой форме может быть закреплено это стратегическое партнерство – решать президентам и правительствам наших стран. Но в том, что в Украине появятся мощные американские титановые инвестиции, современные технологии и принципиально новое производство – у меня нет никаких сомнений. Вполне логично, что ОГХК как ведущая компания, команда эффективных менеджеров и промышленная платформа, состоящая из различных циклически соединенных титановых активов – в центре внимания наших американских партнеров.

Что необходимо сделать для того, чтобы украинская титановая индустрия развивалась и была одним из драйверов экономического развития страны?

Все активы, принадлежащие сегодня государству, следует консолидировать в структуре ОГХК. Во-первых, мы доказали свою эффективность с точки зрения менеджмента. Во-вторых, мы доказали свою способность обеспечивать высокий финансовый результат. В-третьих, у нас есть свои финансовые возможности не просто содержать, но и развивать активы.

Далее при поддержке государства или с помощью заинтересованных партнеров нужно реанимировать и перевооружить титановые предприятия, которые еще можно поставить на ноги. Также нужно будет создать принципиально новые производства на базе современных технологий, благодаря которым будет производиться качественный металлический титан, титановые сплавы, металлические порошки на их основе, а также традиционные и новые компоненты других отраслей промышленности (например, химической). Требованием времени является стимулирование производства конечной продукции из титана, в которой мы будем иметь наивысшую добавленную стоимость, и которая замкнет весь новый титановый цикл.

Надо реанимировать и перевооружить титановые предприятия, которые еще можно поставить на ноги, заявил Иткин / фото УНИАН

Я оптимист в вопросах реализации этой визии, ведь когда Израиль в 70-х годах прошлого века основывал собственную ядерную программу, у него было гораздо меньше предпосылок для успеха, чем имеем мы для построения собственного полного титанового цикла.

Причем, если вы спросите, что нам принципиально мешает начать делать это уже сейчас, я даже не найду, что вам ответить… Пожалуй, ничего.

Так что дождемся Победы.

Татьяна Стежар

Новости партнеров
загрузка...
Мы используем cookies
Соглашаюсь