Художественное изображение гипотетической "Планеты Х" Нибиру / фото Caltech/R. Hurt (IPAC)

Ученые выдвинули новую альтернативу гипотетической девятой планете Солнечной системы: те же данные могут объясняться действием облака мелких транснептуновых объектов.

Плутон и другие ледяные тела, лежащие в Поясе Койпера и еще дальше за ним, на самых дальних границах Солнечной системы, называют транснептуновыми объектами (ТНО), пишет Naked Science. "В последние годы среди них обнаружено несколько десятков тел, которые выделяются необычными вытянутыми орбитами. Знакомое нам устройство Солнечной системы с восемью планетами никак не вяжется с этими аномалиями. Поэтому часто их связывают с влиянием гравитации гипотетической девятой планеты", - пишет издание.

По существующим оценкам, она должна быть в несколько раз крупнее Земли и раз в 10 массивнее, совершая полный оборот вокруг Солнца за 15 тысяч наших лет. Однако наблюдать Планету X так до сих пор и не удается. Неудивительно, что далеко не все специалисты согласны с этой гипотезой, выдвигая другие объяснения орбитальным аномалиям ТНО. Одна из таких версий рассматривается и в новой статье, готовящейся к публикации в Astronomical Journal.

Авторы публикации - профессор Американского университета в Бейруте Жихад Тума и Антраник Сефилиан из Кембриджского университета - предположили, что тот же эффект может вызывать гравитация обширного диска мелких ледяных тел, вращающегося за орбитой Нептуна. Имея массу, сравнимую с массой возможной Планеты X, такой диск был бы действительно практически невидим для современных инструментов, и при этом создавал аномалии в движениях близких объектов.