REUTERS

Такой вывод делают эксперты Аналитического центра при правительстве России в исследовании «Продовольственное эмбарго: импортозамещение и изменение структуры внешней торговли», пишут «Ведомости».

В августе 2014 года Россия в качестве ответной меры запретила ввоз продуктов питания из ряда западных стран, которые ввели санкции против российских чиновников, политиков, бизнесменов и компаний. Летом 2015 года контрсанкции были продлены еще на год.

Так за полтора года - с декабря 2013 года по май 2015 года продовольственная инфляция в России достигла 28,7%, указывают авторы исследования. Основной рост пришелся на ноябрь 2014 г. - февраль 2015 г. Именно в этот период вклад падения курса рубля к основным мировым валютам был максимальным, обеспечив, по консервативным оценкам центра, до 1/5 фактической продовольственной инфляции. Остальные почти 20 п.п. роста цены обусловлены объективной ежегодной инфляцией, указывают аналитики.

Видео дня

Например, в мае 2015 г. потребительские цены на говядину выросли на 23% год к году, свинину - на 22%, сыр - на 20%, на морковь - на 39%, сказано в документе. При этом цены на товары, не попавшие под запрет, росли «не меньшими темпами»: на сахар - на 52,2%, макароны - на 21,6%.

Читайте такжеВ России отчитались об уничтожении свыше 370 тонн санкционных продуктов

Хотя эмбарго создало возможность для импортозамещения со стороны российских производителей, но сейчас его реализация осуществляется точечно, признают авторы исследования. Это связано с длительными сроками окупаемости производства ряда продуктов. Другая причина нереализованности потенциала импортозамещения - рост процентных ставок, ограничивший возможности производителей привлекать кредиты не только для инвестиций, но и на пополнение оборотных средств, указывают эксперты Аналитического центра при правительстве.

Успехи же в наращивании объемов российского производства, в частности мяса, во многом обусловлены сделанными ранее инвестициями, сказано в исследовании. С 2005 по 2015 гг. инвестиции только в свиноводство составили 400 млрд руб., напоминает глава исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.

Читайте также"Смерть пармезана": в сети песней высмеяли сожжение санкционных продуктов в России (аудио)

Несмотря на то, что эмбарго вводилось как ответная мера, в уязвимом от запрета положении оказались только отдельные европейские производители сыров, овощей и фруктов, а также рыбы в частности из Польши, Швеции и Норвегии, указывают авторы документа.