Что будет с почками, если каждый день пить воду с лимоном: ответ экспертов

Такой напиток способствует достаточному потреблению жидкости и помогает предотвратить образование некоторых видов почечных камней.

Вода с лимоном может быть не просто приятным напитком, но и приносить определенную пользу для здоровья. Регулярное ее употребление может снижать риск образования некоторых видов почечных камней, однако этот напиток не "очищает" орган от токсинов. Людям с тяжелым хроническим заболеванием почек также следует быть осторожными с таким напитком, пишет Verywell Health.

Вода с лимоном может помогать предотвращать образование кальций-оксалатных камней – самого распространенного типа почечных камней. Они возникают, когда минералы в моче становятся слишком концентрированными и кристаллизуются.

Лимонный сок содержит лимонную кислоту, которую организм превращает в цитрат. Он может связываться с кальцием в моче, препятствуя образованию кристаллов из кальция и оксалата, а также замедлять рост мелких кристаллов.

В исследовании 2021 года с участием 203 взрослых с кальций-оксалатными камнями употребление 60 мл свежего лимонного сока два раза в день снизило риск их повторного образования на 38%.

В то же время со временем эффект ослабевал, поскольку большинству участников было сложно соблюдать такой режим.

Почему важно пить достаточно жидкости

Воду с лимоном часто называют напитком для "детокса", но лимоны не нужны для выведения токсинов из организма. По данным Национального института диабета, заболеваний пищеварительной системы и почек, здоровые почки самостоятельно фильтруют кровь, выводят отходы и регулируют уровень жидкости и электролитов.

Для профилактики камней важную роль играет именно достаточное потребление жидкости – независимо от того, есть в ней лимон или нет. Исследования показывают, что достаточное количество жидкости, преимущественно воды, может снижать риск образования камней и их повторного появления.

Эксперты советуют пить достаточно, чтобы за сутки выделялось не менее 2 литров мочи. Жидкость желательно употреблять равномерно в течение дня и ночи, чтобы не допускать чрезмерной концентрации минералов в моче.

Как говорится в статье, посвященной употреблению воды для профилактики образования камней в мочевыводящих путях, для здоровых взрослых мужчин ориентир составляет около 3,7 литра жидкости в сутки, для женщин – около 2,7 литра.

Вода с лимоном не предотвращает все виды камней

Цитрат может быть полезен прежде всего при кальций-оксалатных камнях, но не все типы камней одинаково реагируют на него.

Мочекислые камни образуются в слишком кислой моче. В этом случае важно достаточное потребление жидкости, но большую роль могут играть повышение pH мочи и уменьшение количества пуринов в рационе, в частности из субпродуктов и морепродуктов.

Струвитные камни обычно связаны с определенными инфекциями мочевыводящих путей. Они требуют медицинской помощи и часто лечатся антибиотиками или удаляются.

Цистиновые камни возникают у людей с цистинурией – редким наследственным заболеванием. Для их профилактики требуется очень большое потребление жидкости, подщелачивание мочи и лечение под наблюдением специалиста.

Поэтому при повторном образовании камней обычно проводят их анализ, а иногда и круглосуточный анализ мочи. Это помогает определить причину – например, низкий уровень цитрата, недостаточный объем мочи или высокий уровень кальция, оксалатов или мочевой кислоты.

Какие риски несет лимонный сок

Лимонный сок в целом считается безопасным, особенно если его разбавить водой. Однако большое количество, в частности до половины чашки в день, может повредить зубную эмаль.

Лимонный сок очень кислый: его pH составляет около 2,25, тогда как лимонная кислота с pH 2,7 или ниже может вызывать заметную эрозию эмали, говорится в статье о влиянии лимонной кислоты на склонность к эрозии и микротвёрдость анатомически различных поверхностей эмали.

Чрезмерное употребление также может вызвать изжогу, кислотный рефлюкс и боль в верхней части живота.

Вода с лимоном при хронической болезни почек

Для людей с хронической болезнью почек вода с лимоном сама по себе не представляет опасности. Однако на 4-й и 5-й стадиях заболевания необходимо ограничивать количество жидкости, поэтому её употребление следует обсудить с врачом.

Также может потребоваться контроль уровня калия, поскольку при тяжелом поражении почек он может накапливаться до опасного уровня. Лимонный сок содержит небольшое количество калия, но его количество может стать значительным при чрезмерном употреблении.

Еще больше интересного о здоровье почек

Ранее УНИАН писал о продуктах, которые могут негативно влиять на работу почек. По словам специалистов, полностью исключать отдельные продукты не нужно, однако некоторые из них стоит употреблять реже.

Также диетолог составила список из 7 напитков, которые стоит пить утром для здоровья почек. В частности, в списке были кофе и зеленый чай.

Вас также могут заинтересовать новости: