Очень жесткая избирательная кампания в Турции связана с тем, что именно сейчас существует наиболее высокий шанс оппозиции одержать победу – настолько близкие рейтинги у ключевых кандидатов на пост президента страны. Буквально накануне голосования они находятся в рамках статистической погрешности.

А главная интрига связана с тем, что это самый высокий шанс оппозиционного кандидата победить в первом туре. И с этой интригой связаны, например, такие шаги Эрдогана перед самыми выборами, как резкое поднятие – на 45% - зарплат бюджетникам. Это - естественно попытка заручиться их поддержкой.

Во-первых, учитывая, что основной электорат Эрдогана живет как раз не в крупных городах, не в столице, не в Стамбуле, а в отдаленных селах, в регионах, то этот фактор для него лично приобретает важный характер. Дело в том, что в таких регионах работы меньше и уровень зарплат ниже. Госслужба – едва не единственный вид хорошего заработка.

Видео дня

Во-вторых, именно госслужащие составляют костяк избирательных комиссий, участвуют в подсчете голосов. Поэтому такой шаг Эрдогана можно расценивать как политическую технологию, которая, в условиях жесткой борьбы "ноздря в ноздрю" может обеспечить задачу минимум – не допустить, чтобы оппозиционный кандидат победил в первом туре. Да и во втором это тоже будет играть на руку действующему президенту.

Еще один интересный момент этой избирательной кампании – заявление о вмешательстве в нее россиян. Оно связано с несколькими эпизодами. Во-первых, из-за вброса против одного из противников Эрдогана на нынешних выборах, кандидат вынужден был покинуть избирательную гонку – не выдержал войны компроматов. При этом ведущий кандидат от оппозиции, главный соперник Эрдогана - Кемаль Кырычдароглу намекнул, что за этим может стоять Россия.

Еще один интересный момент этой избирательной кампании – заявление о вмешательстве в нее россиян. Оно связано с несколькими эпизодами

Во-вторых, я сам видел ролик, на котором Кырычдароглу, который является сторонником проевропейского курса страны, выступает за отмену реформ, которые провел Эрдоган для усиления позиций президента, обещает отдать часть полномочий парламенту для сбалансирования ветвей власти, вдруг признает аннексию Россией Крыма, Абхазии, Осетии… Человек, который постоянно заявляет о западном курсе, вдруг говорит такое, чего даже Эрдоган себе не позволял. Но это выглядело настолько реалистично, что я был шокирован. Очень сложно было понять, что это дипфейк.

В-третьих, все это разгонялось по российским телеграм-каналам, другим соцсетям. То есть, не трудно было понять, откуда "уши торчат". Вместе с тем, люди, не владеющие критическим мышлением, или которые не хотят проверять информацию, могут в такие фейки поверить. А, в условиях жесткой борьбы кандидатов на пост президента Турции, это может стать решающим фактором.

Заявление Кырычдароглу, направленное на Россию – удар на упреждение, предупреждение РФ, чтобы она не вмешивалась. Но идет грязная борьба, и Россия действительно может подыграть Эрдогану, взяв "удар" за эти обвинения на себя. Конечно, прямо не признавая вину, ведь доказать ее юридически невозможно.

И если выборы не закончатся первым туром, то ко второму стоит ожидать еще большего накала.

Максим Яли, кандидат политических наук, академик Академии политических наук Украины, профессор Национального авиационного университета